Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»

Ольга Кипко
Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с условиями жизни, бытом, обычаями, гостеприимством казаков;

2. Обогащать словарь названиями предметов быта: группка, ухват, кочерга, лучина, лоскутное покрывало, самовар.

3. Дать почувствовать причастность к русскому народу, воспитывать интерес к истории родного края.

4. Учить лепить пряники из теста, используя приемы раскатывания, вдавливания, налепа.

Материалы к занятию:

* Свеча с подсвечником;

* Игрушка-мышка;

* Предметы быта (лавка, стол, самовар, печь, кочерга, веник, лоскутное покрывало);

* Тесто для пряников;

* Разделочные доски по количеству детей;

* Блюдца с мукой;

* Фартуки.

Предварительная работа:

- Беседы, чтение художественной литературы о казаках, их быте, жилищах;

- Рассматривание иллюстраций, фотографий;

- подвижные казачьи игры;

- Детская игра "Бабушкин сундучок"

- Изготовление макета куреня;

- Лепка фигурного печенья из соленого теста;

- Слушание казачьих песен (в грамзаписи).

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, но куда? Догадаетесь, если отгадаете загадку:

"Что за дом такой стоит,

Много комнат, стол накрыт.

Самовар на столе и лучина на окне

Лавки вдоль стола стоят

Казачата там сидят?"

Что же это за дом? Правильно, курень. А мы с вами отправимся в одну из комнат куреня- горницу( дети идут в мини-музей-горницу).

- Вот мы и в горнице(гаснет свет)

-Ну, что такое? Свет погас, что делать?

Появляется мышка

Мышка:- Я помогу. Вот вам свеча

Воспитатель:- спасибо мышка (Зажигаем свечу). Ребята чувствуете тепло? Свеча постепенно тает и сразу запахло стариной (вкл. свет). Свет загорелся, а свечу можно погасить (дуют на свечу, она гаснет). А раньше, ребята, когда не было электричества, казаки долгими вечерами жгли лучины, зажигали свечи и лампады (керосиновые лампы). И в нашей горнице находятся старинные, казачьи предметы, они все очень загадочны.

Послушайте загадки о них и постарайтесь отгадать:

1. Толстая Федора наедается нескоро

Но зато, когда сыта, от Федоры теплота? (печь)

Правильно, ребята, это печь. А казаки назвали её группкой. Казачка всегда содержала группку в чистоте и подбеливала её после каждого приготовления пищи.

2. Черный конь, скачет в огонь? (кочерга)

3. Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает? (веник)

4 .Хоть не теплое окно

Но зато красивое

Из лоскутиков оно

Яркое, пестривое? (лоскутное покрывало)

5. Он пыхтит, как паровоз

Важно держит к верху нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться? (самовар)

-Ребята, казаки - трудолюбивый народ. Они ловили рыбу в реке Дон, Охотились, распахивали землю, сеяли зерна, из которых вырастали колосья. Их намолачивали и делали муку, из которой пекли хлеб. А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети: 1. Хлеб- всему голова.

2. Без хлеба, нет обеда.

3. Где хлебно да тепло, там и жить добро.

4. Худ обед, коли хлеба нет.

5. Хлебушко- калачу дедушка.

6. Хлеб бросать- силу терять.

Воспитатель: Молодцы! Ребята казаки- гостеприимный народ. Часто сладким угощением к чаю были пряники (слышится плач ребенка).

Ванечка проснулся в колыбельке:

- В оконце ветры дули

А горенке тепло

Пекла в печи хозяюшка

Фигурной формы прянички

Просил ребенок- матушка

Попробовать дай ванечке

Протягивала матушка

Узорный пряник Ванечке

Пусть будет в доме солнышко

И радость без печали

(С. Кайдаш)

-Дети, я думаю, что вам тоже хочется попить чайку с пряниками, и особенно с теми, которые будут сделаны собственными руками.

Дети идут в группу. На столах приготовлены досточки, мука, изюм.

Воспитатель:- Комовато, ноздревато

И губато, и горбато

И бывает мягким, кислым

Пресным, теплым и душистым

Что же это? (тесто)

-Тесто замесила

Сахар не забыла

Вот вам всем комочек теста

Пряник сделайте чудесный

(раздает детям по комочку теста)

- Нужно сделать толстую колбаску, разделить ее на несколько частей. Затем каждую часть скатать в шарик, расплющить, получив толстую лепешку, украсить лепешку налепами, положив в середину изюм.

Работа детей (звучит грамзапись казачьей песни).

Воспитатель: Вот все пряники готовы

На противень их несите

Аккуратно так кладите.

(Дети складывают вылепленные пряники на противень и отдают противень пом. Воспитателя, что бы она отнесла их на кухню. Дети моют руки, собирают досточки, блюдца с мукой, вытирают столы. )

Пока пряники пекутся, поиграем в игру:

Баба сеяла горох (дети идут приставным шагом)

Обвалился потолок (дети идут топотушками)

Баба шла, шла, шла пирожок нашла (обычным шагом)

Села поела и опять пошла

Встала баба на носок (ставят ногу на носок, потом на пятку)

А потом на пятку

Стала русскую плясать

А потом вприсядку.

(Повар приносит пряники)

Пряники ваши готовы, пейте чай, чаечек

Чтобы радость приносил каждый день-денечек.

(Звучит казачья песня, все угощаются).

Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Детский сад присмотра и оздоровления». Воспитатель: Коломникова Татьяна Леонидовна.

Развитие представлений об истории цивилизации в разновозрастной группе. Занятие по ознакомлению с бытом русской семьи Задачи: Познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Развивать элементарные представления.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «В казачьей горнице»
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 17:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...