«В мире птиц!» Сценарий викторины

Александра Мурзина
«В мире птиц!» Сценарий викторины

ВЕДУЩИЙ: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.

ВЕДУЩИЙ: - Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись?

(Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

- Какую пользу приносят птицы людям?

(За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

ВЕДУЩИЙ: - А вы знаете,

- что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

- Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.

- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

- А ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

- Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

Сегодня мы проведём игру посвященную Дню птиц, узнаем, какие птицы живут в нашей области, какие занесены в Красную книгу Томской области, И ВЫЯВИМ ЛУЧШИХ ЗНАТОКОВ ПТИЦ.

А игра называется «Умники и умницы», поскольку в нашу библиотеку ходят очень умные и эрудированные читатели.

ВЕДУЩИЙ 1: В игре участвуют 2 команды, (команды формируются).

А чтобы оценить все качества участников, нужны судьи. Я с удовольствием объявляю имена авторитетного жюри.

(Представление членов жюри)

ДЕЛЕНИЕ КОМАНД

предлагается ответить на ряд вопросов. Тот, кто первым угадает, о чем идет речь, ПОДНЯВ РУКУ, пояснив, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать и выходит к ведущему.

1. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, парне который изо всех сил старается понравиться женщине, девушке говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).

4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

6. Так называют влюбленных. (Голубки).

7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

9. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

10. Так называют плохую мать. (Кукушка).

11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

КАКАЯ ПТИЦА

1. … весенним утром начинает петь раньше других? (Горихвостка)

2. … мычит как бык? (Выпь)

3. … способна плыть под водой со скоростью 30км/ч? (Пингвин)

4. … никогда в жизни не садится на землю? (Стриж)

5. … прячется от врагов в воду? (Баклан)

6. … умеет нырять и бегать по дну? (Оляпка)

7. … имеет наибольший размах крыльев? (Альбатрос)

8. … не имеет голоса? (Аист)

9. … может передвигаться по стволу дерева только вверх? (Дятел)

10. … может летать хвостом вперёд? (Колибри)

11. … ловит насекомых в сумерках? (Козодой)

12. … во время линьки совсем не может летать? (Тетерев)

13. … спит на морских волнах? (Буревестник)

14. … штукатурит свои гнёзда? (Поползень)

15. … ест грибы? (Глухарь)

16. … строит гнездо-нору? (Зимородок)

17. … шипит, как змея? (Вертишейка)

18. … способна поедать червей, не вытаскивая их из земли? (Вальдшнеп)

Итак, кажется всё предусмотрено.

- Команды готовы?

- Жюри на месте?

- А вы, уважаемые гости, готовы?

Начинаем!

АРТИСТИЧЕСКИЙ «Птица с характером».

Следующий конкурс – артистический. Сначала давайте все попробуем изобразить веселых, оживленных птичек. А теперь хищных, высматривающих добычу.

Есть в нашей библиотеке такая очень известная книга немецкого зоолога-натуралиста АЛЬФРЕДА БРЕМА «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» - «ПТИЦЫ». Там он не только описывает внешний вид птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами. Сейчас я буду медленно читать описание птиц, а наши избранники будут в это время изображать читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

Судейское жюри оценивает актерскую работу.

Характеры птиц (По Брэму)

1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.

2. Дрозд. Дрозды – это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Хорошие и дурные качества переплетаются в их характере. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы. Хотя дрозды нередко ссорятся между собой, но все же не могут жить друг без друга, и один дрозд всегда идет на призывный звук другого.

3. Дубонос. Отличительными признаками этого рода являются: очень сильное и плотное телосложение, необыкновенно большой, толстый клюв, короткие, сильные ноги с острыми когтями, широкие крылья и короткий хвост. Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; он обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но все же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая с осторожностью заботится о безопасности.

4. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.

5. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.

6. Деревенская ласточка. Ласточка – чрезвычайно живая, резвая. Смелая птичка, всегда очень нарядная. Веселое расположение духа у нее нарушается только очень дурной погодой и недостатком пищи. Она летает быстрее, разнообразнее и ловчее других птиц: парит, бросается с быстротой молнии то вбок, то вверх, то вниз, вдруг почти падает до земли – и все это проделывает с изумительной ловкостью. Для отдыха она выбирает выдающиеся пункты, удобные для прилета и отлета: здесь греется она на солнце, поправляет и приглаживает свое оперение и поет.

7. Выпь. Выпь отличается плотным телом, длинной, но толстой шеей, широкими крыльями. В искусстве принимать странные позы она превосходит даже цапель. Если она хочет обмануть, то садится на пятки и вытягивает вверх туловище, шею, голову и клюв, так что они образуют одну прямую линию, и птица становится похожа на что угодно, только не на птицу: ее легко принять тогда за старый острый кол. Леность, равнодушие и медлительность, трусость и подозрительность, хитрость и коварство, злобность и лукавство составляют отличительные черты ее нрава. Крик ее очень странен он похож на рев быка, который ночью слышится на расстоянии 2-3 верст и возбуждает страх у суеверных людей.

Весенний ветер

Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не кончится время.

ГВОХОРИСТКА - горихвостка, ОКВАСНЯ – овсянка, КОСТАЧАЛ – ласточка, СОНОБУД – дубонос, ПАЛЯЦ – цапля, ГИРЬНЕС – снегирь, МОРДОКОЗИ – зимородок, ТЕРИШВЕЙКА – вертишейка, ВЕЛОСОЙ – соловей, ДОЗОЙОК – козодой, ИСТРИСВЕЛЬ – свиристель, ЦЕРКВОС – скворец, КОЗЛАРЕВА – лазоревка, УЩИПАХ – пищуха, ВКОНОРОЖА – жаворонок, ЛОВИГА – иволга, ЗЛОПОПЕНЬ – поползень, ШНУРОК – коршун, ФАНЗА – фазан, НОРОВ – ворон, НУЛЬ – лунь.

«Птица счастья завтрашнего дня»

Ребята, кто из вас знает, какие художники рисовали птиц? (За ответы – маленькие «птички»). Сегодня вы тоже сможете почувствовать себя ХУДОЖНИКАМИ. На листе бумаги надо нарисовать птицу, но не всю сразу, а по частям, один человек – 1 фрагмент. Причем рисовать надо ту часть птицы, которую вам скажет ведущий. Оцениваться будет не только скорость, но и качество исполнения вашего шедевра.

Порядок рисования: клюв, нога, крыло, хвост, глаз, тело, вторая нога, голова, украшения, название.

Ведущий 1: Подведение итогов, награждение

Ведущий 2: Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой им хищнически истребляются. В России обитает более 700 видов диких птиц. Для сотен видов ее территория - основное место гнездования, поэтому будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем охранять их. Охрана птиц - очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В Красную книгу России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 - на грани полного исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.

В Красную Книгу Томской области, переизданной в 2002 году включено 41 вид птиц.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Публикации по теме:

Авторская разработка. Беседа с детьми дошкольного возраста «День Победы!» Сегодня праздник - День Победы! Счастливый, светлый день весны! В цветы все улицы одеты И песни звонкие слышны. 9 МАЯ - это государственный,.

«Сам себе Доктор!» — здоровъесберегающие технологии в ДОУ (старший дошкольный возраст)«Сам себе Доктор!» — здоровъесберегающие технологии в ДОУ (старший дошкольный возраст) Если бы сейчас я спросила, хотели бы Вы улучшить состояние своего здоровья, многие из вас ответили бы утвердительно. И вы не одиноки. Миллионы.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Весна
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«В мире птиц!» Сценарий викторины
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 23:51
+33
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...