Варенички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков

Галина Улыбина
Варенички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков

Варенички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков

Знакомство дошкольников с историей и обычаями донских казаков

МБДОУ ЦРР д/с № 7 «Белочка»

Итоговое занятие «Варенички я варила»

Старшая группа «Золотой ключик»

Воспитатель высшей категории: Антонова Г. А, г. Зверево Ростовской области

Цель:

-Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта :рубель, скалка,; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

-прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Материалы и оборудование:

Видеоматериал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).

Ход занятия:

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения :

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Во-ль:А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Вос-ль: Дети, а откуда пошло название реки Дон?

Дети:В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Вос-ль:А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Вос-ль: А чем казаки занимались?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Вос-ль: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Они назывались курени. Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.

Вос-ль: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу).Дети, давайте подойдем к печке. Видите, на ней стоят чугунки - посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали,занимались земледелием, а казачки- детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Давайте и мы споем веселую казачью песню!

Песня «Эх, донские казаки» (сл. народные)

Вос-ль: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки.

Вос-ль: Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно варенички. Давайте подойдем к столу и займемся делом (По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления и что приправлять можно жареным салом с луком). А мы будем, есть со сметаной и сахаром.

(Младш. воспитатель по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).

Вос-ль: Да, ребята, казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми.

Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью. Поэтому и мы своих гостей, по старому казачьему обычаю, угостим нашими вареничками (Гости и дети угощаются).

Список литературы:

1.«Лазоревый цвет» Сухарев Ю. Ф.

2. «Батюшка Дон» Литературно-художественная газета

3. «Родники Дона» Чумичева Р. М.

4. «Донские казаки 1550-1920» М. П. Остапенко

5. Сказки, записанные на Дону.

Публикации по теме:

Занятия музыкального кружка «Дончанка» (региональный компонент, казачий фольклор) Занятие музыкального кружка «Дончанка» для детей старшей группы Тема: «На Дону то было, на батюшке» Цель: Формирование у детей интереса.

Знакомство с казачьим костюмомЗнакомство с казачьим костюмом Вид: ознакомление с окружающим миром Тип: ознакомительное Тема: «знакомство с казачьим костюмом» Возраст: 5 – 6 лет Способ организации:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Варенички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
Опубликовано: 29 июня 2012 в 16:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Прощание с летом»
Материал может быть основой летнего досуга для детей среднего дошкольного возраста. И может быть полезным в работе педагогам, инструкторам по физической...
«Песочная терапия — как важный показатель благополучного развития детей — дошкольников»
На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком на шаблонах....
Фотоотчет театрализованного представления по мотивам сказки К. И. Чуковского...
Не секрет, что театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе...
Фотоотчет «Наблюдения на цветочной клумбе».
Наблюдения на цветочной клумбе. Фотоотчет. Лето – это прекрасная пора. Оно ассоциируется с весёлым пением птиц, разноцветными бабочками и с цветением...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
И вновь - о колыбельных В III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить и о...