Папки-передвижки

«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством (2 фото)

Татьяна Данищенко
«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством

Русское народное декоративно-прикладное искусство – одно из главных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. В игрушке или предмете обихода, сделанными руками мастера, заключены представления наших предков о красоте, любовь к родной природе, глубокий символический смысл. В работе с детьми для меня важно вызвать интерес к этим уникальным явлениям русской культуры, найти отклик в душах ребят, поэтому я постоянно нахожусь в поиске новых интересных приёмов организации занятий, которые позволят сделать процесс познания и творчества поистине увлекательным.

Публикация «„Вечера с Марьей Искусницей“, Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах

Дети старшей группы, посещающие изостудию, как правило, знакомятся с народной игрушкой и росписью в рамках непосредственной образовательной деятельности в группах, поэтому некоторые виды росписи и игрушки предстают перед ребятами уже знакомыми. Чтобы сделать встречу с новым и повторение уже знакомого более интересным и «живым», я разработала для изостудии циклы занятий, которые называются «Вечера с Марьей Искусницей».

Особенностью «Вечеров» является то, что для приобщения старших дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, я знакомлю ребят с особенностями уклада жизни старинных мастеров, фольклором, народными играми, музыкальным творчеством. Ведь не секрет, что, выделяя одну лишь роспись как объект изучения, мы отрываем её от корней, которые питали её многие десятилетия. А знакомство со старинными культурными основами промысла, с жизнью мастеров, природой определённой местности особенно важно и нужно для того, чтобы получить наиболее полное представление об изделии народного промысла как уникального и самобытного образца русской культуры. Осознавая эту связь, ребёнок учится понимать, уважать, любить и ценить изделия народных промыслов. С истинным интересом наши дети, рождённые в Поволжье, рассматривают, например, картинки с изображением рек Северной Двины и Мезени, старинного города Каргополя, отмечают, как мастера передали в колорите росписей особенности северной природы.

Знакомить дошкольников с укладом жизни старинных мастеров мне помогает созданный на базе детского сада музей «Русская изба», где дети могут рассмотреть предметы народного искусства, узнать, где их применяли или располагали в доме. Сама атмосфера музея с его вышивками, лоскутными одеялами, расписной посудой и мебелью позволяет настроиться на творческий лад. Для меня особенно важно не только рассказать детям о старинной одежде, посуде, предметах быта и игрушке, но и дать им возможность самим сотворить что-то подобное – раскрасить изображение прялки, коня-качалки, разделочной дощечки, старинного головного убора или рубахи.

Моей помощницей в таких «путешествиях в старину» является большая кукла из ткани – Марья Искусница. Она-то и рассказывает детям много интересного о промыслах, народных мастерах, костюме, поёт песни и рисует вместе с ребятами. Подобный игровой театрализованный момент позволяет детям воспринимать информацию легко и с интересом. Не раз замечала, как дети старшей группы переставали смотреть мне в глаза, когда я с куклой, надетой на шею и руки, показываю им предметы народного искусства, иллюстрации. Такое чувство, наверное, знакомо кукловодам, когда они словно сами как бы растворяются, становятся просто «двигателем», а сама душа, жизнь заключена в кукле и дети внимают только ей, не замечая вас. В этот момент Марья Искусница становится поистине волшебным, сказочным персонажем.

Наличие народной музыки, песни, характерной для определённой местности, малых фольклорных жанров, сопровождающих показ игрушек и предметов обихода, вызывает положительные эмоции у детей, способствует созданию непринуждённой атмосферы.

Во время «Вечеров» старшие дошкольники знакомятся с традициями посиделок, комнатными народными играми («Совушка-сова», «Жаворонок», «Поясок», «Прялица). Марья Искусница предлагает детям поиграть и в дидактические игры («Составь узор», «Собери рисунок», «Узнай народную игрушку», «Назови народную роспись», «Что лишнее?», «Определи последовательность» и др., она рассматривает вместе с детьми книги о народном искусстве, промысле, репродукции с изображениями природы, виды старинных городов.

Подводя итоги своей работы, мы с детьми организуем творческие выставки («Морозные узоры гжели», «Хохломское золото», «Тарарушки Полхов-Майдана», «Филимоновское чудо» и др., открытые занятия для родителей («Свистулька не простая – свистулька расписная», «Деревенька в стиле Дымково») и педагогов, участвуем в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Для современного общества важным остаётся приобщение детей к культуре своей страны, осознание себя как части своего народа. Использование в работе цикла занятий «Вечера с Марьей Искусницей» позволяет провести знакомство дошкольников со старинными художественными промыслами интересно и необычно. Насыщенность занятий впечатлениями, народными красками, творчеством, народной певучей речью вызывает живой блеск в детских глазах, внимание и интерес – а это лучшее подтверждение того, что данный подход эффективен в работе с дошкольниками. Самостоятельно создавая работы по мотивам народных росписей, игрушек, дети приобщаются к ценностям родной культуры, начинают любить её, она становится близка и более понятна им, а это уверенный шаг к воспитанию патриотизма.

«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством
Фото «Вечера с Марьей Искусницей»
Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусствомЗнакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством Декоративно – прикладное искусство - это один из древних видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта русского народа.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в культуре мордовского народа Декоративно-прикладное искусство — создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством — вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара (МАДОУ «Детский сад.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством». Цель семинара-практикума: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского.

Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой» Задачи: познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани: вышивкой, кубанской росписью. Дать представление о традициях кубанского.

Занятия по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Путешествие в промысел» в подготовительной группе Программное содержание Формировать первоначальное представление о жостовском промысле, умение видеть, замечать красоту и неповторимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вечера с Марьей Искусницей». Цикл занятий в изостудии по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 22:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД