«Великий чародей». Итоговое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Вирясова
«Великий чародей». Итоговое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Итоговое занятие по темам «Орган» и «Иоганн Себастьян Бах»

Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Обогащать музыкально-слушательский опыт детей через знакомство со стилевыми особенностями музыки И. С. Баха. Используя синтез музыки и архитектуры, музыки и живописи помочь детям воспринять и эмоционально пережить музыку И. С. Баха.

Задачи занятия.

Образовательные:

1. Познакомить с особенностями звучания органа, дать наглядное представление о способах игры на нем, характере исполняемой музыки.

2. Знакомить детей с биографическими сведениями и некоторыми произведениями И. С. Баха.

3. Формировать представления об эпохе XVIII века: одежде, музыке, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, особенностях быта.

Развивающие:

1. Расширять представления детей о музыке как искусстве (временное и вневременное явление).

2. Совершенствовать целостное (способность чувствовать выразительность музыки, смену настроения, чередование чувств, эмоций, интонаций) и дифференцированное (комплекс выразительных средств) восприятие музыки.

3. Совершенствовать способность давать оценку прослушанным произведениям, высказывать собственные эстетические суждения, опираясь в своих высказываниях на особенности звучания музыки, проявляя свое личное отношение к ее эмоционально-образному содержанию.

Воспитательные:

Формировать опыт ценностных ориентаций, уважение к духовному и культурному наследию мира.

Программное содержание.

1. Передавать в движениях характер музыки.

2. Слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления.

3. Играть на различных детских инструментах, играть в оркестре. Передавать ритмический рисунок, слышать двухчастную форму музыки.

4. В характерных движениях передавать различные игровые образы, действовать командой.

5. Подбирать музыкальные инструменты для передачи различных игровых образов.

Оборудование:

1. DVD и аудиопроигрыватель

2. Диски или кассеты с видеосюжетами и музыкой И. С. Баха

3. Портрет И. С. Баха

4. Репродукции портретов XVIII века

5. Иллюстрации с изображением органа

6. Детские музыкальные инструменты

Для занятия также потребуется скрипичный ключ и шляпа, сделать которые можно своими руками. Следует учитывать, что оба предмета «волшебные». Потребуются также картинки, соответствующие тем музыкальным миниатюрам, которые Вы подобрали для занятия.

Музыкальный репертуар:

1. «За рекою старый дом» И. С. Бах.

2. «Менуэт» И. С. Баха

3. «Шутка» И. С. Баха

4. Двухчастная мелодия для игры «Хоровод».

5. «Сицилиана» И. С. Баха.

6. «Хоральная прелюдия фа-минор» И. С. Баха.

7. Музыкальные миниатюры для игры «Волшебная шляпа».

Предварительная работа и сопутствующие виды деятельности:

1. Разучивание песни «За рекою старый дом» И. С. Баха.

2. Оформление мини-выставки «Куклы в старинных одеждах».

3. Рисование витражей.

4. Изготовление королевского замка из спичечных коробков и бросового материала.

Ход занятия

Тихо звучит «Менуэт» И. С. Баха. Дети врассыпную входят в зал.

Воспитатель: Дети, прислушайтесь, какая красивая музыка звучит. Что бы вы хотели под эту музыку сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Многие из вас захотели под эту грациозную, неторопливую музыку потанцевать. Что ж, давайте потанцуем так же: медленно и плавно.

Дети двигаются под музыку, стараясь в движении передать ее характер и выразительные особенности. С окончанием звучания музыки в зал входит Фея музыки (музыкальный руководитель).

Фея Музыки: Здравствуйте, дети! Я – Фея Музыки. Вы очень красиво танцевали. А знаете ли вы, что этой музыке уже очень много лет. Хотите, мы отправимся с вами в то время, когда эта музыка была создана. Тогда занимайте места в нашей машине времени, мы отправляемся в далекое путешествие. Закрывайте глаза крепко-крепко, откроете, когда я скажу.

Дети закрывают глаза, звучит «Шутка» И. С. Баха. Пока дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель меняет обстановку в зале: достает свечи, приглушает свет, вывешивает репродукции портретов XVIII века. Музыка замолкает, дети открывают глаза.

Воспитатель: Интересно, в какое время мы попали?

Фея Музыки: Мы оказались с вами в прошлом, переместились на 300 лет назад. 300 лет – это очень много. Тогда все было по-другому. 300 лет назад взрослые и дети носили парики, на девочках были пышные накрахмаленные платья, а на мальчиках – красивые, обтягивающие камзолы. Вся одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями. В домах не было электрических лампочек, поэтому когда наступали сумерки в домах, похожих на дворцы зажигались тысячи свечей, так что становилось светло как днем. Вот в это время в немецком городе Эйзенахе родился мальчик, которого назвали Иоганн Себастьян Бах. Когда он родился, еще никто не знал, что это будущий великий композитор.

Демонстрируется портрет композитора.

Фея Музыки: Маленький Иоганн Себастьян очень рано остался без родителей. Всю жизнь он тосковал по маме. Вспоминая о ней, Бах сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. Давайте ее споем.

Дети исполняют «За рекою старый дом» И. С. Баха.

Фея Музыки: 300 лет назад и музыка, и музыкальные инструменты были другими. Пианино еще не было. Музицировали на клавесине и органе. Маленький орган, который стоял в домах, очень похож на пианино, только у него не одна, а две клавиатуры и голос органа отличается от голоса пианино. Вы, конечно, знаете, что для того, чтобы пианино запело нужно нажать клавишу, а специальные молоточки внутри придут в движение и начнут ударять по струнам. У органа нет молоточков и струн, у него – трубы. При нажатии на клавишу начинают петь трубы. Их у органа очень много и все разные: металлические, деревянные, маленькие и большие, прямые и изогнутые.

Сейчас вы послушаете музыку, которую будут исполнять на скрипке и на маленьком домашнем органе. Называется она Сицилиана – это музыка, напоминающая народный танец жителей острова Сицилии.

Просмотр видеосюжета «Сицилиана».

Фея Музыки: Вам понравилась музыка, которую вы услышали? Расскажите мне, что вы чувствовали, что представляли, когда слушали эту музыку. А поможет вам в этом один волшебный ключ. Это скрипичный ключ, он открывает двери в мир любой музыки и вам поможет рассказать о ней.

Фея музыки достает скрипичный ключ и дает его одному из детей. Дети передают ключ друг другу. Каждый, у кого в руках оказывается ключ, высказываются о музыке. Последним ключ получает воспитатель и подводит итог всем детским высказываниям.

Фея Музыки: Вот такая музыка звучала 300 лет назад в гостиных и домах, где собирались помузицировать.

Воспитатель: А что значит, помузицировать?

Фея Музыки: Музицированием называют игру на музыкальных инструментах, когда играют не на сцене, в театре, а дома или в гостях ради удовольствия.

Воспитатель: Мы с ребятами тоже любим музицировать на детских музыкальных инструментах.

Воспитатель предлагает детям стать музыкантами, обращает их внимание на музыкальные инструменты, лежащие на столике, просит назвать их. Затем все инструменты раскладываются на стулья, стулья ставятся кругом и проводится игра «Хоровод» (см. «Музыкальный руководитель», 2008 №6 – с. 11)

Фея Музыки: Вот так проводил свои вечера Иоганн Себастьян, а ночью… Ночью, когда все спали, Иоганн Себастьян шел в комнату, в которой находился большой шкаф с произведениями самых знаменитых в то время композиторов. Старший брат не разрешал ему брать эти ноты, но мальчику так хотелось поиграть всю эту замечательную музыку! Поэтому он втайне, чтобы никто не увидел торопливо, страницу за страницей, переписывал ноты при лунном свете – ведь свечей у него не было. Почти полгода он тайно продолжал свою работу по ночам. И вот когда все уже было почти закончено, старший брат застал Себастьяна и безжалостно отобрал у него все ноты. Огорчению мальчика не было предела: работа стоила ему стольких трудов, а главное он лишился возможности сыграть все эти произведения, о которых он так давно мечтал. Ни слезы, ни мольбы не помогали. Тогда он решил про себя, что сам станет писать музыку.

Прошли годы, Себастьян вырос и стал композитором. Его любимым инструментом был орган. Маленький домашний орган вы уже видели, Бах любил играть на большом органе. Большой орган – это единственный инструмент, внутрь которого может войти человек. Ни в скрипку, ни в пианино, ни в барабан не войдешь. Он настолько большой, что занял бы несколько комнат на двух или трех этажах. Поэтому органы нельзя перенести в другой зал. Их строят как дом внутри церкви или концертного зала. Звучит орган замечательно: звук у него ровный, мощный, он льется широким потоком и может длиться как угодно долго, не затихая. Орган может заменить собою целый оркестр, и поэтому его называют королем музыкальных инструментов.

Сейчас вы услышите произведение И. С. Баха, которое называется «Хоральная прелюдия». Хорал – это песня, которую поют в церкви. Хоральную прелюдию Баха как будто поют на органе.

Просмотр видеосюжета «Хоральная прелюдия».

Фея Музыки: Иоганн Себастьян больше всего на свете любил музыку и посвящал ей много времени. Но, будучи маленьким мальчиком, он, как и вы, очень любил играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится игра «Волшебная шляпа». В шляпе, красочно оформленной, спрятаны картинки с изображениями животных, растений, явлений природы и т. д. Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает, кто у нее будет актером, а кто музыкантом, так, чтобы актеров и музыкантов получилось примерно поровну. Затем один из детей от каждой команды подходит к шляпе и, не глядя, достает оттуда одну картинку, не показывая ее детям другой команды. После этого начинается игра. Команда должна изобразить то, что на картинке: актеры – в движении, музыканты – на музыкальных инструментах. Дети противоположной команды отгадывают, что изображено. Затем команды меняются местами.

Фея Музыки: Вам понравилось наше путешествие? А теперь вам пора возвращаться. Занимайте места в машине времени, закрывайте глаза, когда вы их откроете, вы будете уже дома.

Звучит «Шутка» И. С. Баха. Пока играет музыка, Фея музыки уходит, воспитатель вновь изменяет обстановку в зале: убирает свечи, картины и т. д. Воспитатель подводит итог занятию, дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Великий чародей». Итоговое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 13:31
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...