Веселые игры для язычка

Наталья Мишенина (Новикова)
Веселые игры для язычка

Методическая разработка

Автор-составитель: Новикова Наталья Викторовна

Содержание

Пояснительная записка

Игры и упражнения на развитие голоса

Самомассаж лица, губ, языка

Заключение

Литература

Пояснительная записка

…воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

Одно неотделимо от другого.

К. И. Чуковский

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача всех заботливых родителей, вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша. По наблюдениям специалистов, число детей с нарушениями речевого развития, к сожалению, год от года не уменьшается, а растет. Причина этого кроется или в неправильном воспитании, когда ребенку уделяется недостаточно внимания, или в состоянии его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально речевое общение взрослых с малышом, то во втором необходимы лечение ребенка и регулярные занятия с логопедом.

Цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.

Задачи: Развитие связной речи детей развитие диалогической речи.

Развитие словаря обогащение словаря за счет разных частей речи.

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников чистого и правильного звукопроизношения (упражнения и игры).

Формирование грамматического строя речи (правильное исправление детской речи, дидактические игры, лексические упражнения)

Игры и упражнения для развития голоса

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама кошка и котенок.

Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК ТАК, ТИК ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик так, тик так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК»«тук», «Колокольчик» («ДИНЬ ДОН»«динь дон»).

Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки, нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би би и и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг скок, прыг скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг скок, прыг скок, прыг скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик вжик) – ребром ладони водите по столу вперед назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой

Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Три медведя

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Карусели

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле еле еле еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

Самомассаж лица, губ, языка

Смешная песенка

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю».

Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б Б Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться.

Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

Любопытный язычок

Скажите малышу, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта.

Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

Предложите малышу повторить это упражнение.

Накажем непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать.

Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…»

Предложите малышу повторить упражнение.

Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем.

Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «Пя, пя, пя.»

Предложите малышу повторить это упражнение.

Заключение

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит с помощью игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования маленького человека.

Игра и упражнения являются практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Литература

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство пресс, 2004.

2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство пресс, 2000.

3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М.: Айрис пресс, 2004.

4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2005.

5. Жукова О. С., Балабанова В. П. Как помочь ребенку? – СПб.: Нева, 2004.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

7. Краузе Е. Н. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона принт, 2004.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.

9. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис дидактика, 2005.

10. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: Корона принт, 2005.

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Веселые игры для язычка
Опубликовано: 14 января 2014 в 16:21
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...