Занятие по ознакомлению детей с невербальными средствами общения «Виды общения»

Марина Карапетян
Занятие по ознакомлению детей с невербальными средствами общения «Виды общения»

Задачи: Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.); Закрепление знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию); Развитие коммуникативных способностей детей, их мимических и пантомимических навыков; Формирование правильной осанки.

Индивидуальная работа: Закрепление умения интонационно изменять смысл предложения.

Литературный ряд: Поговорка, физкультминутка.

Словарный ряд: Общение, мимика, жест, информация.

Материал: картинки со схематическими изображениями эмоций, флажки.

- Ребята, прежде чем начать наш разговор давайте поиграем в игру: «Здороваемся без слов». И поздороваемся друг с другом. – А теперь улыбнемся и пойдем сядем за столы.

- Сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение? (общение – это передача информации от одних людей другим).

- Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик – это общение или нет? (Общение, только неправильное).

- Правильно общаться, это значит вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. Помните стихотворение:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.

- Кто запомнил, почему нужно правильно общаться? (Чтобы людям было хорошо, удобно и приятно общаться).

- Молодцы! А какими способами люди могут общаться? (Словами, жестами).

Общение с помощью слов.

- Общаясь с помощью слов и объединяя их в предложения, мы получаем информацию о предмете: какой он, где находится, что делает. Например: «Жили в лесу три медведя». – О ком идет речь в этом предложении? (О медведях).

- Сколько их и где они живут? (В предложении говорится о трех медведях. Они живут в лесу).

- Вот сколько информации мы получили из одного короткого предложения из пяти слов.

- А какую информацию вы можете мне передать? (ответы детей).

- Можно менять интонацию голоса, и тогда одно и тоже предложение будет звучать по- разному: как вопрос, утверждение и т. д. Давайте попробуем сказать предложение: «Я пойду за водой» с разной интонацией.

Например, вы знаете, отпустит вас мама за водой или нет, и вы у нее спрашиваете. (Я пойду за водой).

- А теперь представьте, что вам очень хочется пойти за водой, но мама вас не пускает. Конечно, вы огорчитесь. Как в таком случае будет звучать предложение? (Я пойду за водой).

- А если вам хотелось пойти за водой, и мама вас отпустила. Как вы скажете тогда? (Я, пойду за водой).

- А если вы общаетесь со своим другом и рассказываете ему, чем будете заниматься сейчас. Как прозвучит предложение? (Ответы детей).

Жесты.

- Мы рассмотрели несколько вариантов общения с помощью слов. Но общаться можно и с помощью жестов. Жест- это движение рук, тела, головы. Жесты помогают общению словами и даже нередко заменяют их. Некоторые из них могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и целей общения.

- Как вы думаете, что обозначает такой жест: «Человек машет рукой».

(Прощание, Подождите, Я здесь).

- Ребята, покажите жестом: «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя», «Нет», «Да».

(Дети показывают).

- А теперь догадайтесь, какой жест я изобразила? (Изображаю жестом «Я вас люблю», «Молодцы»).

(Дети высказывают предположения).

- Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.

Физкультминутка «вот так».

- Давайте поиграем в игру «Вот так». На каждый мой вопрос отвечайте громко: «Вот так» и жестом показывайте нужные движения. Например: Как живешь?- Вот так! И показываем большой палец.

(Дети отвечают на вопросы педагога и показывают жестами).

-Как поешь?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь.

- Как плыл?

- Как устал?

- Как на дудочке играл?

- А на танцах танцевал? (под музыку).

- Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест? (Это движение рук, тела, головы).

Мимика.

- Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться, используя мимику, которая передает настроение человека даже тогда, когда он молчит.

- Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?». Как же он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова.

(Увидел грустное лицо).

- Мимика – это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции.

- Как вы думаете какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? (Ответы детей).

Игра «Угадай эмоции».

- На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций: горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление. Дети угадывают эмоцию и изображают ее с помощью мимики и голосовых интонаций.

Подвижная игра: «Угадай загадку, покажи отгадку».

- А теперь я буду загадывать загадки, а вы, не называя отгадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков:

Заворчал живо замок, лег у двери поперек. (Пес).

Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка, зовут ее (Лягушка).

Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет. (Петух).

Кто, забыв тревоги, спит зимой в берлоге? (Медведь).

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

В воде купался и сух остался. (Гусь).

- Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой.

- Давайте еще раз назовем эти способы общения. (Люди могут общаться с помощью мимики, жестов, слов).

- Правильно! Но это конечно же далеко не все способы общения. О других способах передачи информации мы поговорим в следующий раз.

- А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать? (Показываю мимикой и жестами 2вы молодцы», «Я вас люблю», «Я дарю вам флажки», «До свидания».

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с невербальными средствами общения «Виды общения»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 13:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...