Лучший педагог года

Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения

Соня Псардиева
Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения

Введение.

Н. К. Крупская была выдающимся педагогом. Ее педагогическая система была построена на творческом развитии и обогащении знаниями. С первых дней Советской власти сама жизнь подвинула насущные задачи воспитания детей, привлечения их к посильному участию в деле строительства нового общества. Исключительно благоприятные условия для этого могла создать массовая детская организация. Н. К. Крупская явилась одним из зачинателей пионерского движения в нашей стране. Пионерская организация считается первой школой коммунистического воспитания, в ней миллионы советских детей и подростков приблизились к общественной жизни. Надежда Константиновна принимала непосредственное участие в пропаганде и осуществлении решений Коммунистической партии по вопросам пионерской работы, она способствовала развертыванию деятельности юных пионеров в городе и деревне, разъясняла цели и задачи пионерской организации, активно помогала углублять содержание, совершенствовать формы и методы ее работы. С особым вниманием Н. К. Крупская относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В брошюре «РКСМ и бой скаутизм» показала позитивные стороны методики скаутизма и возможности ее использования детскими коммунистическими группами.

Публикация «Вклад Н, К, Крупской в развитие теории и практики детского движения» размещена в разделах

1. Содержание работы с пионерами.

Н. К. Крупская выдвигала важнейшие задачи пионер организации и вожатых – расширение кругозора пионеров, обогащение их новыми полезными знаниями, умениями и навыками. Работа в пионерской организации должна развивать любознательность у пионеров, помогать связывать учение с жизнью, повышать интерес пионеров к школьным занятиям. Она рекомендовала учить пионеров самим различать, что плохо, что хорошо с точки зрения коммунистической нравственности. Очень большое место в работе с пионерами Н. К. Крупская отводила выработке у ребят навыков общественника – коллективиста, организаторских навыков самодеятельности и инициативности. Она неоднократно напоминала вожатым о том, что надо учить пионеров работать коллективе, быть хорошими товарищами, добиваться, чтобы всем было хорошо, заботиться об улучшении «всей окружающей среды».

Работа вожатого с пионерами должна способствовать воспитанию их в духе дружбы народов, в духе пролетарского интернационализма. Необходимым условием успешной работы вожатого является воспитание у пионеров сознательной, добровольной, «внутренней» дисциплины, которая позволила бы пионерскому отряду целенаправленно и эффективно строить свою коллективную деятельность.

Н. К. Крупская прекрасно понимала, что привлечение пионеров и школьников к посильному труду, развитие у ребят интереса к технике определит собой весьма важную сторону содержания работы пионерского вожатого, нацеливает его на решение чрезвычайно актуальной в настоящее время задачи воспитания подрастающего поколения в труде: «Необходимо, чтобы каждая школьная организация выходила за пределы школы. Важно дать ребятам целый ряд широчайших и глубочайших переживаний не только в пределах школы. Важно спаять их и дать им возможность почувствовать солидарность с рабочими. Поэтому вовлечение ребят в коллективную работу, вроде субботников на фабриках и заводах, совместный труд ребят с рабочей массой – а труд больше всего сближает людей – все это будет иметь колоссальное значение в смысле воспитания в ребенке общественной инициативы».

В ряде своих статей и выступлений Н. К. Крупская подробно останавливается на вопросе о том, каким требованиям должен отвечать вожатый, что он должен знать и уметь. Положение пионерского вожатого амо по себе обеспечивает ему руководящую роль среди пионеров. Кроме того вожатый по возрасту близок к пионерам и в силу этого является для них «естественным авторитетом». Однако этого может быть недостаточно. «…Вожатый должен быть авторитетом не только потому, что его поставили вожатым, а потому, что он помогает ребятам лучше осознать, лучше разобраться в окружающем».

2. Организация, формы и методы работы с пионерами.

Рассматривая вопросы организации работы вожатого с юными пионерами. Надежда Константиновна совершенно справедливо подчеркивала, что пионерский вожатый сумеет добиться успеха в работе лишь при условии, если он будет хорошо и всесторонне знать каждого из пионеров своего отряда, иметь представление об условиях, в которых они живут. Только тогда он сможет учитывать и подходить к ним, будет знать, какое задание кому дать, как каждого пионера привить к активному участию в коллективной работе отряда.

Важным принципом деятельности пионерского вожатого является «уважение ребят», их человеческого достоинства. Однако «уважать ребят не значит им потворствовать, идти у них на поводу, - писала Н. К. Крупская. – Ребята очень наблюдательны, и если они увидят, что воспитатель не умеет настойчиво, последовательно проводить свои требования, готов на многое смотреть сквозь пальцы, заискивает перед ними, ищет популярности, - конец всякой дисциплине». Таким образом, Надежда Константиновна считала, необходимым строить работу с пионерами, сочетая уважение к ним с высокой требовательностью.

Чтобы организовать плодотворную работу пионерского отряда, вожатому необходимо постоянно и широко опираться на самих пионеров, на их самодеятельность и инициативу. «Один в поле не воин», - любила повторять Н. К. Крупская, точно так же и вожатый один не в состоянии наладить пионерскую работу в отряде. Кроме того, ему следует помнить, что пионерская организация – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван не командовать, а активизировать пионеров, увлекать их интересными и полезными делами.

Надежда Константиновна неоднократно предостерегала вожатых от попыток все делать «собственными руками и ногами», пионервожатый должен из наиболее активных, сознательных, передовых ребят подобрать актив, который помогал бы ему с отрядом. Вместе тем важно, чтобы этот актив не был противопоставлен остальным пионерам, чтобы пионеры – активисты составляли ядро, авангард, увлекающий за собой весь пионерский отряд.

Организуя, направляя работу пионеров, вожатый должен помнить, что основной целью пионерской организации является формирование у пионеров ценных качеств человека, выработка необходимых навыков поведения и труда. Но это возможно лишь в процессе практической деятельности, в результате активного участия пионеров в коллективном труде на общую пользу – «Важно, конечно, чтобы навыки по труду давались не в индивидуальном соревновании, а в дружной совместной, коллективной работе, и, давая навыки, надо давать умение работать сообща». Н. К. Крупская указывала, что гораздо проще организовать коллективную работу пионеров в звене, в маленьком коллективе ребятам легче работать, там они проявляют свою инициатив, в звене лучше развивается самодеятельность. По мере приобретения пионерами навыков общественника – коллективиста их следует привлекать к участию в работе более крупных коллективов. Надежда Константиновна подчеркивала необходимость приучения пионеров к повседневной черновой работе, говорила о том, что способность к героическим поступкам воспитывается в будничном труде.

Стремясь помочь вожатым в выборе посильной общественно полезной работы для пионеров Н. К. Крупская рекомендовала разнообразные практические дела, способные увлечь ребят и принести большую воспитательную пользу. Она советовала привлекать пионеров к работе по благоустройству школьного двора, своей улицы, села, поселка, к борьбе за чистоту, призывала их заботиться о малышах, помогать колхозникам в уборке урожая, собирать лекарственные растения, оказывать помощь библиотекам в их работе и т. д. Все эти и другие им подобные дела приучают пионеров чувствовать себя активными участниками общественной жизни способствуют воспитанию у них ценных качеств будущих строителей коммунизма.

Надежда Константиновна требовала, чтобы пионерам разъясняли значение выполняемой ими общественно полезной работы, чтобы пионеры действовали сознательно. Вожатые не приказывают, а предназначены советовать пионерам, стараясь заинтересовать их, увлечь нужной работой. Она говорила о том, что надо организовать работу «таким образом, чтобы только показать ребятам, познакомить ребят с тем, что можно делать, как нужно делать, показать, как это делается, а потом они уже сами разберутся и сами нащупают, что им надо делать».

Допуская применение метода заданий в работе с пионерами, Н. К. Крупская считала необходимым, чтобы задания были конкретными, посильными, интересны для ребят, призывая разнообразить задания, предоставлять пионерам возможность выбора. Эти ее мысли получили свое отображение в методических рекомендациях программы «Ориентир» и десяти маршрутов Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!»

Важнейшим условием воспитательной эффективности общественно полезного труда пионеров является его коллективный характер, участие в работе всех пионеров. Надежда Константиновна указывала, что совместная дружная работа взаимопомощь, коллективные переживания, общие успехи, достижения, ка ничто другое, укрепляют пионерский коллектив, тем самым обеспечивая повышение его роли в коммунистическом воспитании пионеров. Этому же способствует умелое внесение в пионерскую работу элементов соревнования романтики.

Широко пропагандируя среди вожатых огромное воспитательное значение общественно полезной работы пионеров Н. К. Крупская вместе с тем обращала внимание на важность ее правильной организации, необходимость сочетания индивидуальных интересов с общими целями, предупреждала о том, что нельзя перегружать пионеров этой работой. Она подчеркивала, что общественная работа пионеров и школьников должна не мешать, а помогать учению, должна служить средством их коммунистического воспитания.

В целях организации коллективной деятельности пионеров Н. К. Крупская рекомендовала вожатым использовать самые разнообразные формы работы, заботясь том, чтобы эти формы соответствовали содержанию, были яркими, красочными, способствовали успешному решению воспитательных и образовательных задач. Она настойчиво призывала всемирно бороться с шаблоном, сухостью, формализмом в пионерской работе. – «Мне кажется, что слишком много еще у нас шаблона и в играх, которые приводятся ребятами, и в занятиях. Здесь важен не формальный подход, а именно тот интерес, который должен пробуждаться у ребят».

Надежда Константиновна требовала, чтобы пионерские сборы были содержательными, интересными, чтобы они помогали развитию ребят, оказывали на них эмоциональное воздействие. Надо проводить сбор так, - говорила она, - чтобы в эти сборы входило и пение и рассказы, чтобы все это было обставлено достаточно ярко, так, чтобы это привлекало и захватывало ребят».

Серьезное внимание Н. К. Крупская уделяла детским кружкам как одной из форм организации коллективной работы пионеров, подчеркивала их роль в выработке из ребят умения сообща работать. В специальной статье «О работе деткружков» она писала: «…Необходимо, чтобы детский и подростковый кружок стал бытовым явлением. Важно чтобы ребята с ранних лет втягивались в кружковую работу, вносили в нее свою инициативу, своей почин, свое увлечение» Надежда Константиновна призывала создавать самые разнообразные кружки, требовала больше детской самодеятельности в кружковой работе.

Н. К. Крупская указывала на необходимость того, чтобы вожатый в процессе работы с пионерами обучал их всему полезному, что он сам знает и умеет. Однако все знать невозможно, привлекать к работе с пионерами рабочих, колхозников, учителей – всех тех взрослых, которые могут чему-либо научить ребят, вооружить их нужными знаниями и умениями.

Большое место в деятельности пионерской организации Надежда Константиновна отводила игре, подчеркивала ее важную роль в воспитании подрастающего поколения, отмечала, что игра является потребностью растущего детского организма. Н. К. Крупская справедливо утверждала, что игра – одно из важнейших средств развития организаторских навыков у детей. Особенно ценила она коллективные игры, в процессе которых воспитываются коллективисты, «вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других». Советовала она также почаще проводить физкультурные, спортивные игры, способствующие физическому развитию ребят, укреплению их здоровья.

Н. К. Крупская призывала вожатых разъяснять пионерам огромную роль книги в жизни человека, приучать их к систематическому чтению, вовлекать в библиотеки, прививать ребятам любовь к книге, умение пользоваться ею. Она рекомендовала устраивать в отряде коллективные чтения газет и книг, их обсуждение, привлекать пионеров к работе в помощь библиотеке по популяризации книг среди читателей.

Надежда Константиновна считала важной задачей пионервожатого знакомить ребят с искусством, прививать им любовь к искусству, рекомендовала для этой цели создавать художественные и другие кружки, устраивать музыкальные вечера, организовывать хоровое пение, практиковать коллективное исполнение хороших песен.

Говоря о важности повседневной работы с пионерами, Н. К. Крупская призывала вожатых стремиться к тому, чтобы охватить своим влиянием всю внешкольную жизнь детей, но вместе с тем предостерегала их от мелочной опеки, «нажима» на ребят, она настойчиво подчеркивала необходимость всемерно развивать самодеятельность, активность и инициативу пионеров поощрять всякое их интересное и нужное начинание, полезный почин.

Надежда Константиновна решительно возражала против увлечения всевозможными наказаниями, «исключениями», она считала, что долг вожатого и пионер организации – перевоспитывать недисциплинированных пионеров, призывала пионервожатых проявлять большую чуткость в работе с ребятами.

3. Школа и пионеродвижение.

Для успешного сотрудничества вожатому и учителю необходимо знать конкретные задачи и характер работы друг друга. Н. К. Крупская требовала, чтобы учителя основательно знакомились с пионердвижением, содержанием и формами работы юных пионеров, отчетливо представляли себе основные задачи и принципы деятельности пионерской организации. Она рекомендовала уделять серьезное внимание ознакомлению учителей с детским движением в предтехникумах, на курсах в педагогических вузах, причем не только теоретически, но и на практике, указывала на большое значение этой работы для повышения педагогической квалификации учительства. – «Молодежь часто, благодаря тому, что она растет совершенно в других условиях, инстинктивно находит верные подходы к той или иной работе и тут совместная работа учительства с молодежью особенно важна». Со своей стороны и пионервожатые должны быть в курсе работы школы, иметь представление о том, чем и как занимаются в школе ребята.

Учитель, имел специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми, является первым советником вожатого, его старшим товарищем и другом, с ним общими стремлениями подготовить из своих воспитанников активных организаторов работы с пионерами. «…Задача учителя – помочь вожатому наладить возможно глубже, целесообразнее свою работу. Учительство быстро поднимается и растет, вооружается для строительства новой школы необходимыми знаниями, проникается идеологией пролетариата, а параллельно с этим из недр рабочего класса вырастает пионердвижение, качественно изменяющее тот детский материал, над которым приходится работать учителю. Это с одной стороны, облегчает его задачу, с другой – требует от него дальнейшей работы над собой».

В распоряжении учителя (классного руководителя) имеется немало возможностей для оказания действенной помощи пионервожатому в его работе. Учитель должен помогать вожатому в изучении пионеров, из возрастных и индивидуальных особенностей, в приобретении педагогических и других знаний, содействовать укреплению его авторитета среди пионеров, знакомить вожатого с учебными программами класса, состоянием успеваемости и дисциплины, показывать ему личный пример, работы с ребятами.

В свою очередь пионервожатый может и должен оказывать весьма разнообразную и ценную помощь школе, учителю, классному руководителю. Одной из важных задач пионервожатого Надежда Константиновна считала разъяснение пионерам значения школы, учения. Она писала: «Пионер руководитель должен участвовать в работе школы, проводя с пионерами в отряде беседы, поднимающие их активность и интерес к школьным занятиям».

Необходимо, чтобы вожатый в процессе работы с пионерами способствовал лучшему уяснению ими важных в смысле идейно- -политического воспитания вопросов, которые рассматриваются учителем на уроках (например, вопросы международного рабочего движения, вопросы о братстве трудящихся всех стран и т. д.).

Вожатые должны содействовать учителям в организации различных экскурсий пионеров и школьников, в организации изучения с ними своего края его прошлого, должны оказывать педагогам всевозможную посильную помощь в целях повышения эффективности работы по воспитанию подрастающего поколения. «Советская школа, как и движение, стремиться подготовить его к разрешению тех задач, которые поставила перед нами история. Школа учит ребят, как знания, добытые человечеством применять к делу, тесно увязывать теорию с практикой».

Большое значение дружной совместной работы пионервожатого и учителя по воспитанию пионеров и школьников Н. К. Крупская видела еще и в том, что такое сотрудничество является действительным средством подготовки из среды вожатых резерва новых учительских кадров, способных успешно готовить молодое поколение к жизни и труду.

Вывод.

Статьи и выступления Н. К. Крупской посвященные пионердвижению, рабте пионервожатого с пионерами, взаимоотношением вожатого и учителя содержат ценные указания по работе с детьми. Хотя с фактической стороны материалы устарели, они, несомненно, представляют большой интерес и для современного читателя. Надежда Константиновна, как правило рассматривает весьма широкий круг вопросов, среди которых есть рекомендации, которые с успехом могут быть использованы современниками в деятельности дестко-юношестких и молодежных объединениях, т. к. и в наши дни актуальны важнейшие принципы построения пионерской организации:

1. пионеры проявляют себя в творчестве;

2. в общественно полезном труде;

3. в общественной активности;

4. стремятся изменить жизнь к лучшему;

5. создают атмосферу романтики, игры, симулируют эмоциональную сферу их деятельности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития» Выступление на Межрегиональной научно-практической экологической конференции «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье.

Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Авторская идея моей педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» воспитатель 1 категории МАДОУ д.

Формирование и развитие общей, мелкой моторики и основных двигательных функций с использованием теории Н. Бернштейна Формирование и развитие общей, мелкой моторики и основных двигательных функций «особенных» детей с использованием теории Н. А. Бернштейна.

Фотоотчет «Комнатные растения, от теории к практике»Фотоотчет «Комнатные растения, от теории к практике» Цели: учить называть растения и основные его части, правильно ухаживать за растениями. Задачи: Расширять знания о комнатных растениях.

Консультация «Методы коррекции дизартрии в современной теории и практике логопедии» Логопедическая работа с детьми страдающими дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов.

Методическое объединение. Эффективные методики преподавания на уроках английского языка. От теории к практике На сегодняшний день происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения,.

Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства Карл Черни - крупнейший педагог и выдающийся мастер фортепианного этюда. Он родился в семье чешского музыканта. Первым его учителем был.

Психологические теории эмоций Психологические теории эмоций Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На.

Реферат «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Реферат Тема: «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Аржановой Елены Михайловны воспитателя.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения
Опубликовано: 1 марта 2019 в 14:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД