Получи документы

Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие младших дошкольников

Светлана Туний
Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие младших дошкольников

1. Изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

В своей работе, учитывая то, что сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Используя разные виды деятельности, особое внимание уделяю формированию сенсорных эталонов, как основе развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Моя цель – развить умственные способности через игры и упражнения, игровые проблемные ситуации.

Публикация «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие младших дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется сенсорному развитию детей.

В группах созданы уголки сенсорики, где размещены различные игры, пособия: лабиринты, пазлы, шнуровки, застежки, игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, многофункциональные дидактические пособия- сенсографы, созданы центры воды и песка. Дети не только играют, но и проводят элементарные эксперименты, которые оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка : развивают речь, память, расширяют кругозор, стимулируют сенсорные функции (осязание, обоняние, зрение и слух). Ребенок познает, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий; сопоставляет, сравнивает, устанавливает простые закономерности, принимает самостоятельные решения; проявляет интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

2. Психолого-педагогический портрет воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого опыта.

Развитие детей через освоение сенсорных эталонов организовала в младшей группе в количестве 30 человек.

В группе сложилась хорошая, доброжелательная атмосфера. У некоторых детей слабо развита речь, внимание, память Дети отвечают на вопрос односложными словами. Некоторые замкнуты.

Большинство детей с желанием участвуют в организованных играх и самостоятельной игровой деятельности. У нескольких детей хорошо развиты навыки самообслуживания: умеют застегивать пуговицы, шнуруют ботинки, что говорит о хорошо развитой мелкой моторики.

3. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом опыте.

По результатам проведенной диагностики составила план работы воспитательно-образовательного процесса.

Работу проводила поэтапно. Вначале знакомила детей с цветом и величиной, подбирая соответствия. Развивала у детей память, логическое мышление. Для этого создала картотеку игр по развитию сенсорных эталонов, такие как, «Не ошибись», «Разноцветные поляны», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Большой, маленький».

В играх на определение величины использую большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу типа: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти

детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце, побуждаю к составлению сравнений. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Тарелочки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Найди мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, ввела для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь матрешку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали необходимые цвета.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряженья. Мною были сшиты юбочки с обводочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Для наглядного ознакомления с формой предметов было создан сенсорный коврик,на котором изображены как отдельные формы - квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Учитывая, что всестороннее представление о предметном мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.

Не забывали и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствовало повышению тактильной чувствительности.

Оформили выставку дидактических игр и пособий, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей нашей группы.

3.2Актуальность педагогического опыта.

В системе моей работы по сенсорному развитию важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина.

Мною практически установлено, что усвоение детьми раннего возраста формы и величины происходит наиболее легко и качественно. Это связано с тем, что данные свойства предметов дети могут изучить зрительно и тактильно, тогда как цвет воспринимается исключительно зрительно.

В работу по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, различные виды игр, непосредственно образовательную деятельность

Свою работу направляю на развитие мышления, памяти, речи.

Можно утверждать, что усвоение сенсорных эталонов детьми является основой развития умственных способностей. Из результатов мониторинга. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

3.4 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В моей группе находятся дети 2 – 3 - х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

В своей работе поставила задачи:

1. Формировать у детей представления о цвете, форме, величине

2. Учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)

Для выполнения поставленных задач, создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду.

Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном

(большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина, «Медведь и пчелы»(величина, количество) и др.

Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.

Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Разбери крышечки», «Собери посуду по цвету», «Цветное полотно».

С детьми многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течение дня, вызываю у детей положительные эмоции. Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.

4. Вывод.

Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного познавательного развития в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

Публикации по теме:

Доклад «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности» Тема моей работы: "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Сенсорное развитие составляет фундамент.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие младших дошкольников
Опубликовано: 29 октября 2013 в 22:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД