«Влияние системы работы с родителями на качество дошкольного образования».

Надежда Костылева
«Влияние системы работы с родителями на качество дошкольного образования».

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного образовательного процесса детского сада. Дошкольное учреждение всегда уделяло этому направлению большое внимание, но модель взаимодействия с семьей время от времени претерпевала значительные изменения.

Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны определяют динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающую систему. Актуальной задачей является создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качества и возможностей ребенка.

Наш детский сад – это Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик» пгт Кумены Куменского района Кировской области.

На сегодняшний день функционирует 6 групп, общая численность детей 130 человека. Приоритетное направление физкультурно – оздоровительная работа

Повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников; педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле воспитания и образования, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.

В нашем детском саду главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг друга в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями мы считаем клуб молодой семьи «Гнездышко». Участниками клуба являются дети и родители. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно – образовательного процесса проблем. Руководитель клуба, изучив собственный потенциал каждой семьи, старается привлечь родителей в качестве организаторов, консультантов. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогают в оснащении образовательного процесса, третьи – чему-то учат детей. Планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

Работа клуба способствует созданию условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно-образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

В детском саду практикуются тематические и индивидуальные консультации, как по запросам родителей, так и специально организованные для группы родителей, имеющих сходные проблемы воспитания. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты и родители.

Интересно проходят встречи за «круглым столом», когда организатором выступает родитель, приглашая заинтересованных мам и пап принять участие в обсуждении проблемного вопроса, При этом педагог выступает координатором родительских дебатов, побуждает родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Такие встречи нацелены на адресную работу с родителями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе.

Во время проведения «Дня открытых дверей», для тех кто готовится к поступлению в детский сад, всегда отводится время для выступления родителя, чей ребенок уже посещает ДОУ. Наравне с заведующим детским садом, который знакомит родителей с задачами, приоритетным направлением учреждения, родители рассказывают о традициях детского сада, правилах, делятся своим личным опытом, который они приобрели в адаптационный период. Мы считаем, что это способствует установке доверительных отношений между родителями и детским садом.

В нашем детском саду традиционно проведение совместных праздников для детей, когда воспитатели вместе с родителями работают над сценарием и вместе с детьми устраивают представление или группа инициативных мам и пап, а иногда и бабушек готовят развлечение для своих малышей (обычно в группах младшего возраста). Такие мероприятия способствуют приобретению опыта партнерских отношений. Когда родители становятся творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома возникает интерес и доверие, что позволяет узнавать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию. Это помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях, быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

Хочется отметить, что родители всегда активно откликаются принять участие в спортивных праздниках, развлечениях, мы стараемся привлечь их не только в качестве участников, но и консультантов, арбитров, болельщиков.

Неоднократно за время учебного года проводятся выставки, совместных работ детей и родителей. При этом в комиссию по подведению итогов всегда включаются представители родительского комитета.

Дети всегда очень эмоционально откликаются на проявление творчества родителями: будь то роль на празднике или поделка из природного материала. Они учатся с уважение, любовью и благодарностью смотреть на своих мам, пап, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

В детском саду активно используется такая форма работы как «Гость группы». Когда родитель или группа родителей одной профессии проводят с детьми беседу о своей работе, при этом используют фото, видеоматериал или организуют экскурсию. Приходят интересные люди с рассказом о своем увлечении, при этом обязательно организуют практическую деятельность с детьми, а иногда и с воспитателями.

Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми, принять участие в непосредственной образовательной деятельности. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагогов, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. «Запускается» рефлексивная деятельность, все ли я делаю, как надо, чему надо поучиться.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. В свою очередь у детей повышается самооценка, создается ситуация успеха, что очень важно для становления личности ребенка.

Учитывая занятость родителей, используются такие формы общения как «Родительская почта», «Телефон доверия».

Значительным подспорьем в работе педагогов стала библиотека игр. Родители, благодаря воспитателям, знакомятся с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома, в свою очередь пополняя библиотеку новыми играми, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Родители активно участвуют и в управленческой деятельности ДОУ, являются членами Совета ДОУ, принимают активное участие в заседаниях педагогического совета, оказывают помощь в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. При этом активно участвуют в принятии управленческих решений. Родители включены в управление качеством образования через общественно-государственные формы управления.

В работе с родителями для нас очень важен положительный семейный опыт, с крепкими семейными традициями, с высокими нравственными устоями. Папы и мамы делятся положительным опытом вербально, с использованием видеотеки, оформляют фотовыставки, семейные проекты, через средства массовой информации.

Педагоги имеют возможность, лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Родители имеют возможность объективно оценивать уровень работы ДОУ.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 25% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 85% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Таким образом от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Современный педагогический процесс позволяет ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовывать себя в подвижном социуме, способствует развитию его социальных компетенций в условиях семьи и детского сада.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
«Влияние системы работы с родителями на качество дошкольного образования».
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 11:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...