МААМ-картинки

«Влияние телевидения на развитие детей». Выступление на родительском собрании

Татьяна Коростелева
«Влияние телевидения на развитие детей». Выступление на родительском собрании

В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь не только взрослых, но и малышей. Во многих семьях, едва ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном или монитором, которые почти полностью заменили бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Что греха таить, экран становится главным «воспитателем» ребенка. Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и взрослых: ребенок не пристает, ничего не просит, не мешается под ногами, а получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современным достижениям техники. Казалось бы, что здесь плохого? Однако, это «безопасное» занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития.

Публикация «„Влияние телевидения на развитие детей“, Выступление на родительском собрании» размещена в разделах

Сейчас, когда подрастает поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из основных – отставание в развитии речи. Если в конце 90-х годов отклонения в развитии речи наблюдался только у 4% детей, то сейчас 37% страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. За последние 20 лет число речевых отклонений возросло более чем в 9 раз! Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Но при чем здесь компьютер и телевидение, спросите вы! Ведь ребенок, сидящий у экрана постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? А разница есть и огромная. Ведь речь – это не подражание чужим словам, не запоминание речевых оборотов. Поэтому речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов. Она не обращена к малышу лично, не требует ответа, не побуждает его к какому-либо действию, поэтому дети смотрят на экран молча, а изъясняются криками или жестами. Помните, что овладение речью происходит только в непосредственном общении, когда ребенок не только слышит слова, но и отвечает, он включается в диалог не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний, себя в целом. «Экранные дети» страдают «дефицитом концентрации», который характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Эти дети не могут надолго заинтересоваться каким-либо занятием, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, но воспринимают их поверхностно, отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Им трудно воспринимать информацию на слух, т. к. не могут удержать в памяти предыдущие фразы, связать их в предложение, поэтому в последствии им будет трудно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать прочитанный текст. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не способны удержать их в памяти, в результате не понимают текста в целом и им не интересно слушать даже самые красивые книги. Кроме того у «экранных детей» наблюдается резкое снижение творческой активности. Ребенок теряет способность и желание чем-то занять себя. Ему скучно рисовать, конструировать, придумывать сюжеты игр, его ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях с другими детьми. Такому ребенку не о чем разговаривать, спорить, обсуждать, поэтому он предпочитает толкаться, возиться, мешать другим детям играть, отбирает игрушки, ломает постройки. Для него лучше всего нажать кнопку телевизора или компьютера и ждать новых развлечений.

А как умолчать о таком негативном влиянии, как заразительность агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия, ими сейчас так богат наш экран, притупляет эмоциональные чувства детей. Они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к чужой боли. А если ребенок часто наблюдает такие сцены, то через определенное время он начинает это воспринимать как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования. Поэтому, столкнувшись с трудностями во взаимоотношении с товарищами, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который видел на экране и начинает действовать так же. При этом поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских поступков. Они дерутся и бьют друг друга не ради достижения какой-то цели, а «просто так», не давая себе отчета в собственных действиях и не предвидя их последствий. (пример)

Но неужели всему виной телевизор, спросите вы! Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом, а, вернее, не умеющем адекватно воспринимать информацию с экрана. Конечно, далеко не у всех детей перечисленные симптомы наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но допускать к ним детей можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами. Для этого попробуйте вначале придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности с взрослым.

2. Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре сказки в старшем дошкольном возрасте от 15 – 20 минут до 1 часа в день).

3. Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

4. Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

5. Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения и компьютера в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на нас, взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Публикации по теме:

Консультации для родителей. Консультация для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только.

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь наших малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние телевидения на развитие детей». Выступление на родительском собрании
Опубликовано: 3 октября 2014 в 21:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД