Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка

Наталья Коковина
Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка

Уважаемые педагоги! Наши дети абсолютно все разные-шустрые и медлительные, плаксивые и сдержанные, ответственные и наоборот витающие в облаках. Оказывается не всё зависит от характера ребёнка, его образа жизни и воспитательного воздействия. Есть такая особенность нервной детельности, как темперамент ребёнка. С ним ребёнок рождается и живёт. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Данная консультация поможет найти подход детям и быть чуточку повнимательнее друг к другу!

"Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка".

1. Особенности типов темперамента. Поведение ребёнка с разным типом темперамента.

2. Анализ и систематизация педагогического воздействия в

зависимости от темперамента ребёнка.

1. С древних времён учёных интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Наиболее полно эта теория была разработана И. П. Павловым, который и выделил 4 типа темперамента.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны её деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивые и постоянные по-сравнению с другими психическими особенностями человека. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Особенности ВНД (высшей нервной деятельности) у детей проявляются более ярко, чем у взрослого. Черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться пед. воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Темпераменты:

- меланхолик;

- сангвиник;

- флегматик;

- холерик.

Сангвиник:

-общителен, быстро сходится с людьми;

- чувства легко сменяются;

- мимика богатая, подвижная, выразительная;

- деятельность продуктивна лишь при наличии интересов;

- непоседа, рассеян, неаккуратен;

- заводила, выдумщик, фантазёр;

- не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Ребёнок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого: сформировать у ребёнка целеустремлённость и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Холерик:

-действия порывисты;

- эмоционален, чувства ярко выражены;

- в зависимости от направленности личности:

"+" "-"

инициативность, раздражительность,

принципиальность. аффективность.

- любит риск, приключения;

- не прислушивается к мнению других;

- излишне самостоятелен;

- в еде неразборчив;

- спит мало;

- импульсивен;

- драчун, крикун, конфликтен.

Все реакции такого ребёнка всегда бурные, резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом могут заниматься подолгу. Настроение может резко меняться. Любят занимать лидирующие роли, играть в подвижные игры. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить.

Меланхолик:

- трудно долго на чём-то сосредоточиться;

- высокая тревожность, мнительность;

- чувства глубокие;

- отношения налаживаются трудно;

- часто задумчив;

- если расстроится, плачет долго и горько;

- застенчив;

- слишком рассудительный, "маленький взрослый";

- любит уединение, спокойные игры;

- быстро устаёт;

- боится спорта.

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет "выпячиваться" перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Их трудно переучить, навыки очень устойчивые. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания.

Флегматик:

- ровный, спокойный, редко выходит из себя;

- упорный труженик;

- чувства устойчивы;

- замкнут, медлителен;

- играет нешумно;

- мало двигается;

- любит порядок и добротность;

- послушен, пунктуален;

- новое не любит;

- в зависимости направленности личности:

"+" "-"

выдержка, лень, безучастность,

глубина мыслей. безволие.

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого.

В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности, эксперимент, опрос педагогов и родителей, анкетирование. Для проведения наблюдения психологи используют методику Б. С. Волков, Н. В. Волкова; игровая методика Ю. А. Самарина "Перенос кубиков".

2. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.

Рекомендации по работе с детьми-сангвиниками:

- использовать подвижные игры;

- требования спокойствия не должны звучать постоянно;

- необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов;

- важно проявлять строгость, требовательность; обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

- необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца;

- учить внимательно относится к сверстникам, важно сформировать устойчивые интересы.

Детьми- холериками:

- с пониманием и терпением относиться к проявлениям активности ребёнка;

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно;

- использовать подвижные и соревновательные игры;

- напоминать, что прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать;

- наказание использовать только тогда, когда ребёнок успокоится. иначе ребёнок в процессе нервного возбуждения не услышит воспитателя;

- ограничивать всё, что возбуждает нервную систему: кино, телевидение, чтение- всё должно быть в меру. ;

- за 2 часа до сна только спокойные занятия;

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры, конструирование, рисование, лепка;

- приучать к правилам общения: говорить спокойно, тихим голосом, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других;

- необходимо строго соблюдать режим дня;

- не применять окрики, угрозы;

- постоянно давать трудовые поручения, чтобы ребёнок был чем-то занят.

Детьми-меланхоликами:

- требует любящего понимания, поддержки, грубость недопустима;

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к ребёнку повышенные требования, наказывать, подчёркивать его недостатки;

- использовать лепку, рисование, лёгкие игры;

- целесообразно беседовать с ребёнком, т. к. он отличается внушаемостью;

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка, заниматься спортом;

- важно развивать у него общительность.

Детьми- флегматиками:

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания - это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

- следует хвалить ребёнка за скорые действия ;

- полезны игры соревновательного характера;

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

-нельзя резко обрывать ребёнка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;

-привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Публикации по теме:

Памятка родителю от ребёнка Памятка родителю от ребёнка! Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях не только педагогам, но и другим специалистам.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 13:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...