Папки-передвижки

Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ

Ирина Науменко
Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ

В дошкольных учреждениях создаются все необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации детей (режим дня, материально – техническая база и другое). Все эти мероприятия дают возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаны всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Методическая литература, отражающая вопросы обучения детей плаванию, лишь вскользь оговаривает проведение закаливающих процедур в бассейне. Акцент в ней смещён в спортивную, а не в оздоровительную сторону занятий в бассейнах ДОУ.

Публикация «Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

Конечно, важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста.

К сожалению, практика эксплуатации плавательных бассейнов в ДОУ показывает, что они как правило, мало используются для закаливания детского организма. Пребывание детей в бассейне превращается лишь в спортивную процедуру обучения плаванию : в подготовительной части – разминка, включающая несколько упражнений для общего развития; в основной части – овладение техникой того или иного стиля плавания и игры на совершенствование усвоенных движений; в заключительной части – произвольное купание.

Занятия в бассейне начинаются со 2-ой младшей группы детского сада. Спортивная часть занятий детей посещающих дошкольное учреждение заключается не только в том, чтобы они научились плавать, но и освоили водную стихию и ознакомились со свойствами воды. Занятия должны быть насыщены игровыми элементами, которые прекрасно воспринимаются детьми: обливание, погружение под воду на различные уровни, выполнение дыхательных упражнений в воде. Такие занятия при их правильной организации и активном участии педагога по плаванию, создают идеальный комплекс мероприятий направленных на физическое развитие, физическую подготовленность, а также на укрепление здоровья и закаливание организма дошкольников.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статистических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка. В тоже время активное движение ног в воде в положении без опоры, укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается деятельность сердечно сосудистой системы, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма : совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремлённость и настойчивость, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Общение с водой доставляет детям удовольствие и радость. Некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию, должны быть направлены, на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

В настоящее время возрос интерес к использованию средств физического воспитания в оздоровительных и реабилитационных целях. Результаты исследований свидетельствуют о достаточно высокой эффективности их целенаправленного применения в профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей. В оздоровлении дошкольников применяются как традиционные, так и не традиционные методы и средства.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут. Учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способность правильного восприятия и оценки собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.

На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды, все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде. Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка. Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т. е. осуществляется своеобразная гимнастика. Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно - сосудистую систему. Лучше всего начинать обучению плаванию с 2–3-х недельного возраста, но не позднее 3 месяцев, потому что каждый ребенок рождается с определенными врожденными рефлексами, которые после 3 месяцев угасают. Это плавательные врожденные рефлексы, благодаря которым ребенок способен обучаться плаванию. Родители должны понимать, что обучение малыша плаванию возможно, пока у малыша не исчезли тонические рефлексы, на смену которым приходят статокинетические рефлексы, и обучение плаванию практически уже невозможно до 3–4 летнего возраста, когда ребенок будет в состоянии сознательно выполнять команды педагога по плаванию.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прикреплённые файлы:

vodnye-procedury_88q0r.pptx | 10294 Кб
 
Публикации по теме:

День профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в детском саду №22 города ЕйскаДень профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в детском саду №22 города Ейска " Мы сердце свое должны поберечь: от мыслей тяжелых и тягостных встреч, от злобы и зависти, лени и бед. Пусть в нашем сердечке горит солнца.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания у детей раннего возраста в условиях дома ребенка Дидактическая игра – фундамент развития детей. Основная функция дидактических игр – обучающая. Соединение в играх обучающей задачи, готового.

Фитотерапия и ароматерапия в ДОУ, как профилактика простудных заболеваний Увеличение заболеваемости респираторными инфекциями приходится на осенне-весенний период. Это инфекционное заболевание поражает защитную.

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Консультация для родителей «Утренняя гимнастика как средство закаливания детского организма» Итак, многие задают вопрос, почему дети занимаются утренней гимнастикой босиком? Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление.

Проект «Луковая терапия как одно из средств профилактики простудных заболеваний детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы: Некоторые дети не любят лук как в блюдах, так и как овощ. С целью рассказать детям о пользе лука и возникновении.

Семинар практикум для педагогов дошкольных учебных заведений «Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний» Цель семинара: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Зрительная гимнастика как средство профилактики и сохранения зрения детей Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Глаза – самые совершенные и самые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Водные процедуры как средство закаливания и профилактики простудных заболеваний у детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 09:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД