«Волшебный мир сказок». Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв

Валентина Стенькина
«Волшебный мир сказок». Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв

Из опыта работы воспитателя Стенькиной В. А.

ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС «Золотой ключик"

Чтобы сделать процесс обучения детей более интересным, я свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ – РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать учебный процесс не только результативным, но и увлекательным. Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода Каталога.

Цель данного метода: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Как известно внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. А что как не интерес, увлечение, заставляет детей действовать?

Начиная с сентября 2011 г. мы с детьми 2 младшей группы начали сочинять сказки по методу Каталога «управляемого».

Я использовала следующий алгоритм построения тренинга:

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки.

2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок находит в «Чудесном мешочке» (достает картинку или игрушку).

3. Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов).

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4-х лет:

- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В. Я. Проппа).

Мы с детьми собрали копилку сказок «Сочиняйка», состоящую из книжек-самоделок по темам, соответствующим календарно-тематическому планированию.

Не смотря на то, что у детей был очень маленький опыт монологической речи, бедный активный словарь, сюжеты сказок получались интересными, так как сочетание произвольно выбранных слов рождало совершенно неожиданные характеристики и сравнения.

Чтобы сказка получилась более интересной, предметы должны быть разнообразными и никак не связанными друг с другом. Не желательно помещать игрушки животных, которые являются героями знакомых детям сказок, иначе дети будут повторять их сюжет.

Как и в любой работе возникали трудности. Детям очень нравился сам процесс доставания картинок (игрушек) из «Чудесного мешочка». Каждому ребенку хотелось, чтобы именно его предложение, фраза прозвучала в сказке. Поэтому хочется отметить, что данный метод наиболее эффективен в работе с небольшим количеством детей.

В начале работы, на первый план вышла проблема неумения детей дать оценку поступков героев, возникли трудности и с обозначением характеров героев: чаще всего это были ответы: он хороший, а она плохая. Для решения этой проблемы я использовала дидактические игры «Хорошо – плохо», «Да-нетка», «Какой, какая, какие?». В результате, дети не только научились обозначать характер героев одним словом, но и целой цепочкой синонимов, давать оценку поступкам героев.

Время от времени мы с детьми вспоминали составленные сказки, рассказывали их, драматизировали.

А вот несколько сказок, составленных при помощи метода Каталога.

Сказка «Снеговик и собачка»

(вторая младшая группа)

Жил-был Снеговик. Он был веселый, смелый, добрый. Целый день Снеговик прыгал, бегал и веселиться. Прискакал заяц, увидел веселого Снеговика, говорит ему: «Я сейчас откушу твой нос!» Снеговик испугался и побежал к своему другу Собаке за помощью. Собака громко залаяла, заяц испугался и ускакал в лес. А Снеговик и Собака стали жить вместе весело и дружно.

Сказка «Волшебное дерево»

В саду росло Волшебное дерево. На нем жили разные фрукты. Однажды фрукты поссорились. Груша сказала: «Я самая сладкая, желтая и сочная!» Она обрызгала всех желтым соком. Вишня отвечает: «Нет, это я самая сладкая и сочная!» Вишня обрызгала всех красным соком. На дереве сидела ворона, услышала спор фруктов, посоветовала каждому фрукту расти на своем дереве. Фрукты так и сделали. С тех пор все фрукты живут дружно.

Публикации по теме:

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

ТРИЗ — игры для дошкольниковТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст.

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Волшебный мир сказок». Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв
Опубликовано: 8 июля 2013 в 14:43
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...