«Волшебный мир звуков-2» Игры со звуковыми моделями, игры для формирования навыков звукового анализа

Фавзана Аюпова
«Волшебный мир звуков-2» Игры со звуковыми моделями, игры для формирования навыков звукового анализа

"Волшебный мир звуков 2" Игры со звуковыми моделями и на звуковой анализ.

Никто не сомневается в том, что успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Здесь важен не столько объём знаний, сколько психические качества, которые проявляются в умении слушать взрослого, воспринимать задание и способы его творческого его выполнения. А все эти навыки дошкольник приобретает в игре. По какой бы программе ребёнок не обучался, он ещё до школы должен хорошо ориентироваться в звуковой системе языка: слышать и различать звуки речи, научиться звуковому анализу слов, т. е. называть звуки в слове по порядку и давать им качественную характеристику. (А по программе «Развитие +» - строить звуковые модели слов).

Дорогие коллеги! Сегодня я хочу вам предложить игры со звуковыми моделями и игры на звуковой анализ слова, которые я применяю в своей практике. Цветовые обозначения звуков соответствуют общепринятым обозначениям: красные – гласные, синие – твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные.

Когда у детей сформированы понятия «Гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. умственное действие звукового анализа слова перешёл во внутренний план (интероризация, с детьми подготовительной группы провожу игру:

«Два короля»

.

- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Твёрдый король носил синюю корону и во дворце у него находились только твёрдые вещи, а Мягкий – зелёную корону и во дворце у него были мягкие вещи. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми.

«Волшебный мир звуков-2» Игры со звуковыми моделями, игры для формирования навыков звукового анализа

А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля.

Вариант 1

. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)

Вариант 2

. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться?

(лиса, волк, кабан, белка)

В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.

Спящая красавица

Цель: учить детей преобразовывать слова, заменяя твёрдые согласные звуки мягкими, чтобы получить другие слова.

Вы хорошо знаете сказку Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Изнеженная принцесса, которую уложили на семь матрасов, перин и подушек, почувствовала маленькую горошину, лежачую под ними.

А здесь спит другая принцесса. Она лежит на нескольких предметах – словах с твёрдыми согласными звуками. Она просит вас заменить эти слова другими - с мягкими согласными звуками.

Угол – уголь

Лук – люк

банка – банька

галка – галька

мел- мель

Если детям непонятен смысл слов, объяснить их значение.

Космические продукты

Цель: учить детей сравнивать звуковые модели слов со словами – названиями блюд и продуктов и подбирать подходящие по звуковому составу.

- Ребята, а вы знаете, как космонавты едят в космосе? У них вся еда находится в тюбиках, как зубная паста. На этих тюбиках звуковые схемы слов – названий блюд. Предлагаю Вам подкрепиться. Но сначала определите, в каком тюбике, что находится (каша, рыба, мясо, пюре, суп, сок, борщ и т. д.) и докажите.

Поезд

Цель: упражнять детей в умении считать в словах количество звуков.

Дети разбирают карточки с изображениями животных. Сначала воспитатель в роли кассира.

- Звери из сказки «Теремок» решили отправиться в путешествие на поезде, и пришли покупать билеты. Кассир говорит: «Я продаю билеты по вагонам. В первый вагон сядут те, у кого в имени 3 звука, во второй вагон с 4 –мя звуками и третий с 5 – ю звуками. Вам в какой вагон?»

Дети считают количество звуков в названии животных и «покупают» билеты и располагают карточки в окошках. Когда все пассажиры заняли свои места, поезд отправляется в путешествие.

(слова с тремя звуками – гусь, кот, жук, рак; с 4 – мя звуками – волк, лиса, крот, овца, утка; с 5 –ю звуками – белка, зебра, кошка, петух)

«Теремок»

Цель игры: закрепить умения детей характеризовать согласные звуки.

- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нём могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Предлагаемые мной игры помогут детям ориентироваться в непростом мире звуков.

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развивающая среда по развитию речи.Развивающая среда по развитию речи. От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Волшебный мир звуков-2» Игры со звуковыми моделями, игры для формирования навыков звукового анализа
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 17:57
+309
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 328.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...