«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

Фавзана Аюпова
«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

При подготовке детей к школе важное место отводится речевой готовности и умению читать. Программа Л. А. Венгера "Развитие" (новый вариант, соответствующий ФГТ "Развитие +", по которой работает наше ДОУ, большое внимание уделяет предшкольному обучению грамоте и овладению первоначальному чтению. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ, т. е. назвать звуки в слове по порядку и уметь их характеризовать. Предложенные мной игры, пособия и игровые упражнения помогут детям различать звуки речи.

«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили – были звуки. Они очень дружили и любили распевать свои песенки. У каждого звука была своя песенка. Звук «А» - пел свою песенку так: А-А-А-А. (Широко открытый рот мы будем обозначать квадратиком). Звук «О» пел свою песню: «О-О-О»! Какой формы у нас губы? Губы мы округлили, большим кругом мы будем обозначать звук «О». Как пел свою песенку звук «У»? Мы губы вытянули в трубочку, звук «У» будем отмечать маленьким кругом. Как поют свои песни звуки «Э», «Ы» и «И»? Посмотрите друг на друга, какой формы у вас губы и скажите, какими значками мы можем обозначать эти звуки? Звук «Э» - овал, звук «Ы» - прямоугольник, а звук «И» - половинкой овала (На обратной стороне символов бархатная бумага и магнитная лента - их можно прикреплять как к фланелеграфу, так и магнитной эмалевой доске).

Проговаривая и попевая звуки, определяем, что при произнесении этих звуков воздух через рот идёт без препятствий и преград. (Нам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык).

Варианты игровых упражнений с символами звуков

Педагог (или ребёнок) поет звуки, а дети показывают соответствующие символы

Педагог (или ребёнок) показывает символ, а ребёнок поёт «песенку» звука

Упражнение «Выключенный звук». Дети разбиваются в пары, показывают друг другу артикуляцию гласного звука, а другой отгадывает, какому звуку выключили голос.

Гуляли звуки по белому свету, гуляли, и захотелось им отдохнуть. А недалеко от того места, где гуляли звуки стоял красивый замок. У этого замка была хозяйка, звали её

принцесса Гласа

. Скучно было ей одной. Она решила пригласить их в гости. За их голосистые песни она назвала их

гласные звуки

и подарила им красные рубашки. С тех пор звуки носят красные рубашки и называются

гласными

звуками

.

Варианты игровых упражнений с символами звуков

Звуки разбрелись по лесу. Принцесса Гласа их зовёт: «УУУУУУ», «ИИИИ» (дети называют их и звуки появляются).

Звуки подружились, нашли себе дружочка и стали петь дуэтом (показ символов звуков парами, а дети поют): УИ, АЫ, ЭИ, ОА и т. д.

Принцесса обладала поэтическим даром. Она сочинила стихотворение о своих гостях, гласных звуках:

«Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребёнка баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)

Заучиваем это стихотворение и с удовольствием рассказываем.

Игра «Соберём урожай»

Цель:

интонировать в словах первые звуки и определять на слух, какой он, твёрдый или мягкий согласный, называя их «большой братец» и «маленький братец»

Ход игры:

- В саду созрел урожай плодов. Необходимо их собрать в 2 корзины: в большую слова - названия плодов «большого братца», а в маленькую - слова «маленького братца». Выделите в словах – названиях плодов первые звуки и можно начинать сбор урожая.

Дети проговаривая слова, интонируют первый звук слова и определяют, какой он "братец" и кладут плод в корзины: в большую с "большим братцем" (груша, слива, морковь, лук) и в маленькую корзину с "маленьким братцем" (редис, вишня, персик, репа).

Настенное панно – пособие «Какие бывают звуки речи?»

можно использовать на закрепление классификации звуков.

Здесь хорошо видно их разделение и общепринятые цветовые обозначения. Пособие можно применить и на занятии по «Развитию элементов логического мышления» (такой раздел есть в программе Л. А. Венгера «Развитие».) Ориентируясь в цветовом обозначении звуков, можно составить круги Эйлера. Большой круг – серые фишки – все звуки, маленькие круги – гласные и согласные, внутри круга согласных звуков круги ещё меньше (зелёные и синие фишки, обозначающие твёрдые - мягкие согласные и звонкие - глухие согласные с колокольчиком и с вычеркнутым колокольчиком).

Ещё одно красочное

панно "Домик Гномика"

привлекает детей своей яркостью и разнообразием форм замков

Его использую в играх "Назови правильно маму (детёныша)" - где дети упражняются в правильном назывании животных и их детёнышей; также в изолированном произношении звуков в звукоподражательных упражнениях.

Дидактическая игра

«Найди свой домик»

Цель:

дифференцировать первые звуки в словах по качественной характеристике: гласные, согласные мягкие и твёрдые и находить им соответствующие домики определённого цветового обозначения (в красный – с гласным звуком – утка, индюк, уж, аист; в синий домик – волк, барсук, крокодил, лось; в зелёный домик – белка, зебра, медведь, лиса).

Дети выбирают животного, называют первый звук, определяют, какой он - гласный, согласный твёрдый или мягкий, по цветовому обозначению находят ему домик (с гласным звуком - в красный, с твёрдым согласным - в синий, с мягким - в зелёный домик, и объясняют свой выбор)

Ещё одно

панно – пособие «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

наглядно помогают детям ориентироваться в парных и одиноких согласных звуках. Предметные обозначения парных звуков твёрдости (кирпичи) мягкости (подушка).

Мы их попарно произносим: например, Б –БЬ, В-ВЬ, С-СЬ, К –КЬ. А звуки - одиночки живут: в облачке (всегда мягкие –Ч, Й,Щ, под молоточком (только твёрдые Ж,Ш,Ц – у них нет мягкой пары)

Данные игры, пособия и игровые упражнения помогают детям ориентироваться в непростом мире звуков речи

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи
Опубликовано: 2 января 2013 в 10:08
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 232.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....