«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

Фавзана Аюпова
«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

При подготовке детей к школе важное место отводится речевой готовности и умению читать. Программа Л. А. Венгера "Развитие" (новый вариант, соответствующий ФГТ "Развитие +", по которой работает наше ДОУ, большое внимание уделяет предшкольному обучению грамоте и овладению первоначальному чтению. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ, т. е. назвать звуки в слове по порядку и уметь их характеризовать. Предложенные мной игры, пособия и игровые упражнения помогут детям различать звуки речи.

«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили – были звуки. Они очень дружили и любили распевать свои песенки. У каждого звука была своя песенка. Звук «А» - пел свою песенку так: А-А-А-А. (Широко открытый рот мы будем обозначать квадратиком). Звук «О» пел свою песню: «О-О-О»! Какой формы у нас губы? Губы мы округлили, большим кругом мы будем обозначать звук «О». Как пел свою песенку звук «У»? Мы губы вытянули в трубочку, звук «У» будем отмечать маленьким кругом. Как поют свои песни звуки «Э», «Ы» и «И»? Посмотрите друг на друга, какой формы у вас губы и скажите, какими значками мы можем обозначать эти звуки? Звук «Э» - овал, звук «Ы» - прямоугольник, а звук «И» - половинкой овала (На обратной стороне символов бархатная бумага и магнитная лента - их можно прикреплять как к фланелеграфу, так и магнитной эмалевой доске).

Проговаривая и попевая звуки, определяем, что при произнесении этих звуков воздух через рот идёт без препятствий и преград. (Нам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык).

Варианты игровых упражнений с символами звуков

Педагог (или ребёнок) поет звуки, а дети показывают соответствующие символы

Педагог (или ребёнок) показывает символ, а ребёнок поёт «песенку» звука

Упражнение «Выключенный звук». Дети разбиваются в пары, показывают друг другу артикуляцию гласного звука, а другой отгадывает, какому звуку выключили голос.

Гуляли звуки по белому свету, гуляли, и захотелось им отдохнуть. А недалеко от того места, где гуляли звуки стоял красивый замок. У этого замка была хозяйка, звали её

принцесса Гласа

. Скучно было ей одной. Она решила пригласить их в гости. За их голосистые песни она назвала их

гласные звуки

и подарила им красные рубашки. С тех пор звуки носят красные рубашки и называются

гласными

звуками

.

Варианты игровых упражнений с символами звуков

Звуки разбрелись по лесу. Принцесса Гласа их зовёт: «УУУУУУ», «ИИИИ» (дети называют их и звуки появляются).

Звуки подружились, нашли себе дружочка и стали петь дуэтом (показ символов звуков парами, а дети поют): УИ, АЫ, ЭИ, ОА и т. д.

Принцесса обладала поэтическим даром. Она сочинила стихотворение о своих гостях, гласных звуках:

«Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребёнка баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)

Заучиваем это стихотворение и с удовольствием рассказываем.

Игра «Соберём урожай»

Цель:

интонировать в словах первые звуки и определять на слух, какой он, твёрдый или мягкий согласный, называя их «большой братец» и «маленький братец»

Ход игры:

- В саду созрел урожай плодов. Необходимо их собрать в 2 корзины: в большую слова - названия плодов «большого братца», а в маленькую - слова «маленького братца». Выделите в словах – названиях плодов первые звуки и можно начинать сбор урожая.

Дети проговаривая слова, интонируют первый звук слова и определяют, какой он "братец" и кладут плод в корзины: в большую с "большим братцем" (груша, слива, морковь, лук) и в маленькую корзину с "маленьким братцем" (редис, вишня, персик, репа).

Настенное панно – пособие «Какие бывают звуки речи?»

можно использовать на закрепление классификации звуков.

Здесь хорошо видно их разделение и общепринятые цветовые обозначения. Пособие можно применить и на занятии по «Развитию элементов логического мышления» (такой раздел есть в программе Л. А. Венгера «Развитие».) Ориентируясь в цветовом обозначении звуков, можно составить круги Эйлера. Большой круг – серые фишки – все звуки, маленькие круги – гласные и согласные, внутри круга согласных звуков круги ещё меньше (зелёные и синие фишки, обозначающие твёрдые - мягкие согласные и звонкие - глухие согласные с колокольчиком и с вычеркнутым колокольчиком).

Ещё одно красочное

панно "Домик Гномика"

привлекает детей своей яркостью и разнообразием форм замков

Его использую в играх "Назови правильно маму (детёныша)" - где дети упражняются в правильном назывании животных и их детёнышей; также в изолированном произношении звуков в звукоподражательных упражнениях.

Дидактическая игра

«Найди свой домик»

Цель:

дифференцировать первые звуки в словах по качественной характеристике: гласные, согласные мягкие и твёрдые и находить им соответствующие домики определённого цветового обозначения (в красный – с гласным звуком – утка, индюк, уж, аист; в синий домик – волк, барсук, крокодил, лось; в зелёный домик – белка, зебра, медведь, лиса).

Дети выбирают животного, называют первый звук, определяют, какой он - гласный, согласный твёрдый или мягкий, по цветовому обозначению находят ему домик (с гласным звуком - в красный, с твёрдым согласным - в синий, с мягким - в зелёный домик, и объясняют свой выбор)

Ещё одно

панно – пособие «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

наглядно помогают детям ориентироваться в парных и одиноких согласных звуках. Предметные обозначения парных звуков твёрдости (кирпичи) мягкости (подушка).

Мы их попарно произносим: например, Б –БЬ, В-ВЬ, С-СЬ, К –КЬ. А звуки - одиночки живут: в облачке (всегда мягкие –Ч, Й,Щ, под молоточком (только твёрдые Ж,Ш,Ц – у них нет мягкой пары)

Данные игры, пособия и игровые упражнения помогают детям ориентироваться в непростом мире звуков речи

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи
Опубликовано: 2 января 2013 в 10:08
+150
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 232.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....