«Вороново. Моя малая Родина». Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры

Наталья Титова
«Вороново. Моя малая Родина». Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры

"Моя малая Родина.

История строительства

Храма Спаса Нерукотворного образа"

Составила:

Воспитатель ГБОУ д/с №1154

Титова Н. Н.

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю; вызвать у детей чувство гордости за свой поселок, за свою Родину.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Задачи:

«Познание»: познакомить с архитектурными особенностями строения Храма Спаса Нерукотворного образа; закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка; сформировать представления, что наша «малая» Родина - интересна и разнообразна; создать условия для развития нравственных качеств через воспитание любви к родному краю; прививать интерес к историко-краеведческой деятельности.

«Коммуникация»: развивать свободное общения с взрослыми и детьми; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь; отстаивать свою точку зрения, делать несложные умозаключения, обогащать словарный запас.

«Социализация": побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу увиденного, уважать мнение сверстников и взрослых.

«Чтение художественной литературы»: приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятия и эстетический вкус.

«Музыка»: вызвать у детей желание эмоционально воспринимать музыкальное произведение, высказываться по содержанию песни.

Предварительная работа:

Беседы о родном поселке, закрепление знаний о его достопримечательностях;

Занятие посвященное Куликовской битве и ее участникам;

Рассматривание фото и видео альбомов "Усадьба "Вороново";

Знакомство с архитектурными стилями, рассматривание альбома "Архитектор Карл Бланк";

Работа с родителями: организация культпоходов к усадьбе "Вороново", Храму Спаса Нерукотворного, в Вороновскую картинную галерею;

Сбор и оформление материала «Уголки родного края, города».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация по теме занятия, компьютер, экран, звукозапись песни Ю. Антонова "Родные места" .

Дети входят в зал и рассаживаются на свои места под песню Ю. Антонова "Родные места". (2)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, чему посвящена прослушанная песня? (Родине)

Воспитатель читает стихотворение Владимира Степанова "Что мы Родиной зовем?"(3)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель:

- Мы все с вами сыновья и дочери нашей Родины, нашей России. Крепко любили Родину русские люди. Как они величали её в песнях, былинах, сказках? (4)

Дети:

Русь матушка.

Русь привольная.

Мать – сыра земля.

Славная Русь.

Великая Русь.

Родная Русь.

Воспитатель:

- Русский народ сложил о нашей Родине много пословиц, давайте вспомним их.

Дети:

1. Жить – Родине служить.

2. Родина любимая всё равно, что мать родимая.

3. Тот герой, кто за Родину горой.

4. Человек без Родины – что птица без крыльев.

5. По родимой стороне – сердце болит.

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами живем? Как называется наш поселок? (Вороново)

- Правильно, мы живем в Вороново.

- Много врагов посягало на землю русскую. Мы с вами уже знаем о Куликовской битве, в которой Дмитрий Донской со своим войском разбил армию татаро-монголов. (5)

История Воронова уходит корнями в те далекие времена, когда Русь находилась под гнетом татаро-монголов.

(6) Владел усадьбой тогда старинный род Волынских. Родоначальником его был выходец с Волыни боярин Боброк, отличившийся в Куликовской битве.

Один из Волынских, служивший при дворе Ивана III, носил прозвище Вороной. Вот почему потомки его стали называться Вороновыми-Волынскими, а усадьба – Вороново.

В разные периоды усадьба то процветала, то приходила в упадок.

(7) В 1760 году хозяин усадьбы Вороново – Иван Илларионович Воронцов приглашает своего московского соседа, архитектора Карла Ивановича Бланка (1728—1793, принять участие в создании проекта развития усадьбы Вороново.

В 1800 г. Воронцовы продали усадьбу графу Федору Васильевичу Ростопчину, ставшему в 1812 г. московским военным губернатором.

(8) До начала Войны 1812 г. граф создал великолепный архитектурный ансамбль, в который входили: главная усадьба, Голландский домик и храм, пределы которого были освящены во имя великомученика Артемия (в 1762 году) и во имя святой Марии Египетской (в 1763 году).

Годом окончания строительства церкви считают 1763 год.

В сентябре 1812 г., во время войны с французами, Вороново, расположенное между Москвой и Тарутинским лагерем, стало свидетелем военных действий.

Когда французы приблизились к Воронову, Ф. В. Ростопчин приказал поджечь свой дворец, «чтобы он не был осквернен французами».

(9) В церкви неприятель разместил свою кавалерию.

В результате Отечественной войны 1812 года, придел святой Марии Египетской был лишен престола «от нашествия неприятельского и не исправлен».

(10) В связи с этим, в 1836 году престол святой Марии Египетской переименован и освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

Таким образом в настоящее время в церкви два придела – Никольский и великомученика Артемия, сохранившиеся со времени постройки.

(11) Воспитатель:

Седой, украшен куполами

Ты здесь стоишь века.

Обросший густо тополями,

Ты виден всем издалека.

Познал не раз набеги вражьи,

Свидетель славной старины.

Здесь в битвах яростных отважно

Стояли родины сыны.

(12) Трапезная и колокольня появились позднее, в начале XIX века, когда храм перестал быть частью усадьбы и стал обычной приходской церковью.

(13) Воспитатель:

- Ребята, в ноябре этого года, наш храм Спаса Нерукотворного будет отмечать день своего рождения. Ему исполнится 250 лет.

(14) Ребенок читает стихотворение:

Сказала мне мама, в дом Божий вводя:

«Как дерево может укрыть от дождя,

Так храм защищает пришедший народ

От жизненных бурь и душевных невзгод!»

Воспитатель:

(15) - Мы с вами уже знаем, что архитектором Храма был Карл Бланк, который использовал при строительстве церкви элементы стиля барокко. Скажите мне, чем барокко отличается от других архитектурных стилей? (Наличием множества украшений, лепнины).

(16). Но перед красотой и зданья и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

. В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей.

Перевод Е. Тараховской

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.

(17) И вот в начале 60-х годов XVIII века зодчий приезжает в усадьбу Вороново и приступает к сооружению усадебной церкви – церкви Спаса Нерукотворного Образа. Архитектура барокко проявляется в здании этой церкви особенно выразительно.

(18) Сложность формы плана здания и многообразие декоративных украшений отличают эту церковь от других храмов XVIII века. Годом окончания строительства церкви считают 1763 год. К этому времени была построена каменная церковь с двумя пределами. Приделы были освящены во имя великомученика Артемия (в 1762 году) и во имя святой Марии Египетской (в 1763 году).

(19)

Однако военные годы оставили отметины на облике храма – в конце 1941 года были сломаны купол и шпиль отдельно стоящей многоярусной колокольни (20-метровый шпиль был слишком хорошим ориентиром для неприятеля, колокола сняты и отвезены в переплавку.

В 1998 г. стараниями прихода при поддержке благотворителей церковь отреставрировали.

Восстановлен разрушенный во время войны шпиль колокольни.

(20) Спасская церковь в Воронове является одной из древнейших святынь в Подмосковье, памятником архитектуры федерального значения.

Мэр Москвы Сергей Собянин посетил этим летом храм Спаса Нерукотворного и пообещал, что свой 250 День рождения храм встретит отреставрированным.

Прикреплённые файлы:

usadba-voronovo_ct9d8.pptx | 5527,05 Кб | Скачан: 86
 
Публикации по теме:

Игра для ДОУ. Профессия ПарикмахерИгра для ДОУ. Профессия Парикмахер .

Поездка по святым местам: (часть третья) Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.Поездка по святым местам: (часть третья) Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь. Вот продолжаю экскурсию,следующий в этот день у нас был МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ПУСТЫНЬ Находится монастырь в Калужской.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Вороново. Моя малая Родина». Конспект занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 19:07
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...