Лучший педагог года

«Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики» (9 фото)

Гульсина Хасанова
«Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

Публикация «„Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики“» размещена в разделах

В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашей стране перед педагогической наукой и практикой со всей остротой встали проблемы формирования и развития личности, переориентация воспитательно-образовательной работы на создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности, для нравственно-патриотического воспитания.

Долг каждого взрослого – помочь подрастающему поколению осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. В условиях дошкольного учреждения вполне возможно организовать работу, способствующую овладению дошкольниками общечеловеческим и национальным духовным богатством народа, содействовать в выработке бережно-познавательного отношения к материальной и духовной культуре своего народа.

В вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является музейная педагогика. Культурное наследие во всем его многообразии должно служить в качестве противоядия против псевдоценности, массовой культуры, стремительно и агрессивно захватывающих сегодня культурное пространство. Следовательно, мы обязаны учить ребенка дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусства от китча, прекрасное от дурного. Поэтому необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и осознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

С целью приобщения детей к национальной культуре и традициям был создан музей татарского быта и культуры, со старинной утварью и народными костюмами, предметами народных промыслов и музыкальными инструментами. В помещении музея имеется уголок татарского жилища с предметами быта, изделиями народных мастеров, так как это важная часть в преподавании предмета. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно- прикладного искусства, которые были необходимы нашим предкам раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную татарскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. За каждым экспонатом своя история, прошлая жизнь татарского народа. Экспонаты музея в сочетании с грамотным композиционным решением могут стать очагом народной культуры у ребят в детском саду.

Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов:

- каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа,

- предметы различны по назначению, использованию,

- любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Ребенка необходимо подготовить к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. На предваряющих музейные посещения занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим воспитанникам смысл такого непростого феномена, каким является музей. В музейной педагогике наиболее приемлемы методики, отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет о социальных ролях, создание игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, о театрализации, совместной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, ребусы, командные соревнования и т. д. Они тесно взаимосвязаны между собой. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т. п.

В создании и пополнении экспонатов музея активное участие принимают родители воспитанников. Дети очень гордятся тем, что в музее хранятся предметы, изделия их бабушек, пап, мам и родственников. Они чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Экскурсии по музею очень заинтересовали дошкольников, помогли им осознать разнообразие национальных культур. Все предметы музея, прежде всего, выполняют информативную функцию.

Эффективны и совместные исследования с родителями, например, в рамках тем: «Моя родословная», «Путешествие в старину», «Необычные вещи» и т. д.

Посещение музея татарского быта и культуры является одним из способов закрепления и систематизаций знаний, полученных на занятиях. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к экспонатам музея. В помещение музея был создан интерьер татарской комнаты быта, что дает детям возможность поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Основная часть занятий проводится в музее татарского быта и культуры, где дети знакомятся с жилищем татарского народа. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративного искусства, которые были необходимы нашим предкам – раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты; вживаются в народную татарскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. На занятиях дети узнают из чего строили дома, откуда брали материал для строительства домов; как располагались деревни и т. д. Занятия проводятся в старину жили в деревянных домах, все предметы сделаны очень просто и по необходимости. Местоположение каждого предмета было определенным и традиционным. Так нехитро, но рационально был организован интерьер татарского дома. В помещении музея детей также знакомим с предметами быта, разгадываем загадки о предметах быта, об орудии труда.

Самым красивым предметом, что привлекло внимание детей в комнате татарского быта и культуры, был расписной сундук. Он расписан цветками и листьями - завиточками. Детям объясняем, что в старину сундуки служили для хранения одежды, изготовленные из дерева, для прочности его обивали железными полосками. В музее детей знакомят также с предметами и изделиями декоративно-прикладного искусства татар (кожаная мозаика, ювелирное искусство, ткачество, вышивка, при этом рассказывая о народных обычаях и обрядах. Например, если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Детей с малых лет приучали к труду, с 6-7 лет девочек учили уже вышивать, готовить приданое. Дети с интересом рассматривают изделия: салфетки, наволочки, скатерти, у них формируется интерес к историческому прошлому татарского народа, уважение и любовь к труду мастериц. Ведь каждая вещица, предмет хранит отпечаток личности мастера, создавшей её, пользовавшегося ею, а значит –отпечаток душ людей. Это и есть духовное наследие татарского народа.

Полученный детьми познавательный и эмоциональный опыт общения в музее благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

«Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики»
Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа а значит и сохранения ее в наших детях Знания традиционного наследия необходимо каждому народу Наше прошлое это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития Народная культура фольклор народа в будущем Публикация Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики размещена в разделах Воспитание детей Долг каждого взрослого помочь подрастающему поколению осознать и общие человеческие ценности и самобытность родной культуры В вопросах нравственно патриотического воспитания подрастающего поколения одним из средств является Музейная педагогика в детском саду музейная педагогика
Публикации по теме:

«Открытка ко Дню Победы». Детские поделки. Аппликация«Открытка ко Дню Победы». Детские поделки. Аппликация В эти цветущие весенние дни наша страна отмечает великий День-день своей Победы. Этот праздник стал символом героизма нашего народа,его не.

Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем»Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем» С 28 сентября по 30 октября 2012 года на территории Кореновского городского поселения Кореновского района проводились праздники кварталов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики»
Опубликовано: 5 июня 2014 в 16:00
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД