Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

Елена Ананьева
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

«В человеке всё должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-

А. П. Чехов.

Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. (например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо. Руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях:

a. Формирование представлений о нравственных нормах поведения.

b. Накопление практического опыта.

Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы, например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа). Для младшего и среднего возраста очень действительным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Например: Петрушка обращается к детям: «Сейчас я расскажу вам, как поступают некоторые дети, если нравится – хлопайте, если не нравится – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали.

Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, можно использовать игры – инсценировки типа: «Кукла Катя заболела», «Вини – Пух пошёл в гости к Кролику» и т. д. Нашим детям нравиться инсценировать сказку «Петушок и птичка».

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В нашей группе 2 недели продолжался режим ограничения речи и движений, некоторые дети сразу усвоили, что нужно вести себя спокойно, говорить естественным голосом, чтобы не мешать другим, беседовать с воспитателем. Но малыши, у которых ещё отсутствует представления о нормах поведения ведет себя так, как им удобно: бегают по группе, кричат, бросают игрушки. Поэтом у мы, все члены нашего мини – коллектива группы, старались не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывали оценку, разъясняли результаты поведения.

В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.

У нас в раздевалке есть круг, на котором мы решаем «Кто поступил правильно?», «Как бы ты поступил?», «Вежливые слова», «Добрые дела» и т. д. – это мы используем опыт М. Монтессори.

В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо. Здесь же рассмотрели пословицу: «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

В нашей группе существует правило: «За честное признание - не бывает наказанья. И дети не боятся признаться в своих поступках. А ещё у нас есть девиз: «Ни одного дня без похвалы!». Мы хвалим своих детей за каждый поступок; за то, что сложили свои правильно вещи, заправил постель, за то что сегодня съел суп. И родителей просим, чтобы дома они находили возможность хвалить детей, тогда у них возникнет желание быть воспитанными.

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери», «Автобус» - дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком», «помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию. Нашим 4-5летним малышам трудно решать такие задачи. Мы и родители помогаем им в этом. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения. На нашем I родительском собрании по теме: «Речевое общение с ребёнком» - мы старались донести присутствующим, что это они первые и самые важные учителя в жизни маленького человека. Сколько бы он не прожил, всё равно будет возвращаться к опыту из детства, к жизни в семье. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, даже плохими словами заражается от них. Послушайте отрывок из стихотворения

Э. Асадова «Воспитать человека»

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого.

Что гаснут лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут всё очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей. Стараемся утром встречать детей и родителей с улыбкой, шуткой. Ведь «ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость.

Правила этикета создавались веками. Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.

Так пусть же нам, взрослым, хватит сил и терпения, любви для того чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Публикации по теме:

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 23:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край».
Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание : - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую и...
«Красная шапочка» на новый лад. Сценарий для старшей группы
Сценарий «Красная Шапочка» на новый лад. Ведущая: В сказке всегда побеждает добро, От сказки всегда веет теплом. Дорогой слушатель, ты будешь рад....
Конспект НОД «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Цель : создание выразительных аппликативных образов. Задачи : учить создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы,...
Фотоотчет к 9 мая
9мая наша страна отметила праздник День Победы! Очень много дней прошло с того дня, как наш народ победил фашистскую Германию. Пока вы еще маленькие, но мы...
Весеннее музыкальное развлечение «Приключения колобка» для детей 3–4 лет по мотивам...
Звучит песня «Выглянуло солнышко», дети заходят, встают полукругом. Ведущий: Ребята, взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг....