Воспитание милосердия средствами природы (из опыта работы)

татьяна тищенко
Воспитание милосердия средствами природы (из опыта работы)

ИНФОРМАЦИЯ

«ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ

СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Тищенко Т. С.

В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания. Поэтому прививать любовь детям к природе нужно с самого раннего возраста. Параллельно воспитывать чувство сострадания, отзывчивость, милосердие средствами природы.

Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездушно раздавить бегущего по дорожке муравья.

Как же приучить ребёнка беречь, охранять, жалеть природу и всё живое окружающее нас.

Я со своими детьми в любое время года наблюдаю всё. Весной заметила на участке небольшие бугорки – это появились муравьи, начинаю свою работу с детьми. Не успела завести детей на участок, а Таня и Влад уже давят муравьишек. Зову всех детей, рассказываю об этих маленьких тружениках, одновременно наблюдаем за ними. Один тянет шкорку от семечки, другой крошку, но помогают друг другу. Своей работой приносят пользу растениям! Рыхлят землю, она становится мягче, удобряют её. Нельзя их обижать, они маленькие, а маленьких оберегают, не обижают. Для более яркого впечатления пою детям песенку:

Не обижайте муравья

Его обидеть просто

Он очень мал

Он очень мал

Он маленького роста

Систематические наблюдения в природе, учат детей быть внимательными, добрыми, отзывчивыми. Стараюсь не упускать случая, вот пример. Залетела в группу пчела: наблюдаем за ней, не подходя близко, слушаем, как жужжит, бьётся. Читаю детям, ранее выученное, стихотворение:

Залетела к нам пчела

У оконного стекла

Кружится, старается

Улететь пытается

Да не получается

Я дружить хочу с пчелою

Я ей форточку открою

Улетай - ка на свободу

Принеси нам в лапках мёду

Дети радуются, гордятся, что помогли пчеле – чем не пример сострадания и милосердия.

Другой раз рассказываю и наблюдаем за солнышком. Трудится оно с утра до вечера. Солнышко встаёт и всех будет: траву и цветы. Радуются солнышку птички и люди. Читаем потешки:

1. Солнышко вёдрышко выходи

Нашим деткам посвети

2. Светит солнышко в окошко

Прямо в нашу комнатку

Мы захлопаем в ладошки

Очень рады солнышку

Дети радуются, глазки блестят – мне кажется, что я и они становятся добрее. Вечером на прогулке наблюдаем, как солнышко садится за тучу, закрывает глазки и становится темно. А вместе с солнцем всё живое засыпает.

Наблюдение за жуками, бабочками, паучками, цветами, травой. Увидев жука играем с ним. Дети поднимают руки в стороны и побежали:

Жук, жук пожужжи

Где ты прячешься, скажи

Жу, жу, жу - я на лавочке сижу

(дети садятся на лавочку)

Жук устал, и встать не может

Ждёт он, кто ж ему поможет

(дети ложатся на спинку и болтают руками и ногами)

Дети становятся более отзывчивыми, при оказании помощи жуку, бабочке, лягушке. Лягушку несём в бассейн и в воду, бабочку на пенёк – сушить крылышки, жука в траву. Дети начинают понимать, что это интересно, полезно, забавно.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился в высь и улетел.

Детям нравится красота бабочки, интересное строение, мне кажется, у детей и в мыслях нет прихлопнуть её ладошкой.

У нас на площадке есть молодое деревце, цветы и в детском саду тоже, что необходимо для воспитания детей. С ранней весны до поздней осени мы с детьми их поливаем, убираем сорняки, рыхлим, подвязываем, наблюдаем за ростом, цветением.

От чего зацвёл цветок

Сына спрашивает мать

От того, что мы цветок

Не ленились поливать.

Рассказываю детям, как беречь их, как ухаживать. А если сорвали цветок Кирилл или Таня _ показываю детям, как он завял и засох, больше нет красоты.

Если я, если ты

Если мы сорвём цветы

То не будет красоты.

Дети понимают происходящее и больше не рвут и другим не позволяют.

После неоднократных наблюдений, проводим вместе с Татьяной Сергеевной занятия на темы: «Овощи и фрукты», где дети уже узнают и различают, угадывают на вкус; «Домашние животные» - где отгадывают загадки, играют в игру, «угадай, кто как кричит?», «чьи это детки?»; «Крылатые соседи» - где с детьми заучиваем песенки и потешки:

Птичка прилетела на окошко села

Птичка, птичка вот тебе водичка

Вот тебе крошки на моей ладошке

(при рассматривании воробья)

Воробей, воробей не боишься ты людей

Если мы гулять пойдём

Мы везде тебя найдём

Я воробышка люблю

Приласкаю, угощу

И на волю отпущу.

Рыбка плавает, молчит, ни о чем не говорит

Лиска спит в норе

А собачка в кануре

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детском возрасте прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойными за природу и молодое поколение.

Публикации по теме:

Педагогический форум в нашем городе. Выступление на педагогическом вернисаже.Педагогический форум в нашем городе. Выступление на педагогическом вернисаже. У нас в городе, совсем недавно, произошло значимое событие: с 6 февраля по 19, проводился муниципальный вернисаж педагогического опыта педагогов.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Осень
Автор публикации:
Воспитание милосердия средствами природы (из опыта работы)
Опубликовано: 27 мая 2013 в 21:10
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....