Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при ознакомлении с историей и культурой родного края

Елена Никулина
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при ознакомлении с историей и культурой родного края

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при ознакомлении с историей и культурой родного края

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Поэтому-то и важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Изучение краеведческого материала, знакомство с историко- культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного д\сада, в более старшем возрасте - мир родного края, и, наконец, мир родной отчизны — России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.

К. Д. Ушинский отмечал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. Ведь «народная педагогика» основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

- фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т. д.);

- народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);

- народный театр (Петрушка, скоморохи и др.);

- изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.);

- быт и межличностные отношения в семье.

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта воспитания и традиций народной педагогики. Задача возрождения национальной культуры ставится и решается системно-целевой направленностью с опорой на этнографию, фольклористику, теорию культуры и т. д. Видный исследователь этнопедагогики Г. Н. Волков указывает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», а систематичность и целенаправленность в работе являются основными условиями эффективности воспитательного процесса.

К. Д. Ушинский писал «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дат воспитанию верный ключ к сердцу человека.»

Методологической основой всей воспитательной системы является обогащение его миропознания, расширение его возможностей. Приоритетными являются следующие принципы:

- принцип гуманизации воспитательной работы, ориентируя на личность каждого ребенка и взрослого, его свободу и достоинство

- принцип ненасилия создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных ситуаций в быту;

- принцип интеграции работы на основе социализации детей через национальную культуру, быт, традиции. Он является основой для целостного восприятия мира.

- принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;

- принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира родины);

- принцип единства мировой и национальной культуры, как системообразующие условия приобщения к искусству.

- принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей

- принцип взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.

Для успешной и полноценной работы по воспитанию любви к малой Родине я решила, учитывая принцип взаимодействия, создать условия для реализации всех задач, более глубоко познакомилась с национальной культурой Кубани, изучила историю, промыслы, традиции, обряды казаков, подготовила родителей, наладила работу с социумом. Учитывая возрастные особенности детей, определила тематику и содержание работы. Работа с детьми.

Характеристика социума показала, что в расположенных рядом учреждениях наши воспитанники могут заниматься в кружках, школе искусств, студиях, секциях, посещать музей, кроме того, наш детский сад находится в непосредственной близости от Полтавского ерика, парка. Наши воспитанники посещают Детскую школу искусств, дети ознакомлены с резьбой по дереву, с плетением соломки; познакомились в музее с историей родной станицы.

Характеристика и анкетирование родителей показали, что все родители готовы сотрудничать в работе по приобщению детей к культуре казачества. Родители, дети и я укрепили связи совместными работами. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно оснастили развивающую среду (изготовление полочек, пособий., принимают участие не только в праздниках, где играют роли, участвуют в играх, читают стихи, но и в занятиях обсуждают вопросы воспитания на собраниях.

По нравственно-патриотическому воспитанию в моей группе ведется работа в тесном контакте с родителями. В содружестве с родителями я осуществляю воспитание нового человека. Для этого я использую существующие формы работы с семьей: лекции и доклады на собраниях, коллективные и индивидуальные беседы, консультации.

В дошкольном возрасте формируются основные моральные качества личности, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость, поэтому я подчеркиваю особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое, если не всё, перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи, поэтому родители – это носители моральных достоинств и влияний на своего ребенка.

Я раскрываю родителям одно из основополагающих положений дошкольной педагогики: нравственное воспитание предусматривает формирование у ребенка чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).

Знакомлю родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в нравственном развитии дошкольника, подчеркнув, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя воспитание любви к Родине, к малой Родине Кубани. Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять элементарные правила общежития.

Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Перед нами педагогами и родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения:

В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.

Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности.

В этот период у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.

К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. Воспитываем у детей чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за своих земляков.

Большее значение имеет воспитание у детей трудолюбия, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть внаших детях?

Вежливость: она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать её одним из признаков воспитанности и не случайно стало крылатым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно представить взаимоотношения людей.

Деликатность – сестра вежливости… Человек наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринужденно.

Чуткость – это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах («Помоги бабушке», «Поделись с братом», развивать умение сочувствовать («Мама устала», не шуми, играй тихо).

Чувство такта… Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.

Предупредительность… Необходимо добиваться от детей того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность… Эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Скромность нужно воспитывать у ребенка с малых лет.

Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, привлекательности к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявлять доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.

Дисциплинированность… Она проявляется в поступках человека. С детского возраста необходимо формировать у ребенка качества, характерные для человека: способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность.

Параллельно с нравственным воспитанием идет патриотическое воспитание детей.

Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют родную природу.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольника связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

В работе по патриотическому воспитанию детей важнейшим средством я считаю является организованное наблюдение окружающей действительности. Дети видят как трудятся люди, какие них складываются трудовые отношения, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо трудится. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.

Периодически в течение года я провожу итоговые занятия, на которых уточняю, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них активное отношение к событиям.

Игры, так же как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт, я стараюсь поддерживать и дать ей нужное направление.

Одним из главных факторов патриотического воспитания детей является приобщение к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда оно выражается не только в словах, на занятиях, но и в желании в потребности трудиться на благо своего Отечества, бережно относиться к его богатствам. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей.

Воспитываю у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.

Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря.

Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья, любимые места.

Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом.

Основной формой работы с детьми считаю занятия, как фронтальные, так и групповые. Использую комплексные, сложные, тематические и другие виды.

Новой формой организации являются праздники народные, календарные, фольклорные: «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Кубанская ярмарка», «Осень в гости просим», «Праздник урожая», «Масленица на Кубани», «Колядки».

На занятиях по музыке знакомлю детей с музыкальным фольклором Кубани с песнями, танцами, играми. Закладываем основы музыкальной культуры.

Дети моей группы посещают музыкальный класс, где их знакомит музыкальный руководитель песнями, танцами Кубани, с элементами казачьего костюма, особенностями местного говора, народными праздничными обрядами.

В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, который обновляется.

Родители моей группы также принимают активное участие в жизни нашей группы, шьют костюмы, помогли создать уголок казачества в нашей группе.

Принимают активное участие в выставках проходимых в детском саду, такие как «Пасха в нашей семье», «Папа гордость моя» и др.

Вместе с родителями собран обширный материал по литературе Кубани, малым фольклорным формам, постоянно помещается и меняется материал по народному календарю, по Кубанской кухне.

Стараюсь весь образовательный

процесс ориентировать и

направлять на духовное,

нравственное, эстетическое

воспитание и общее развитие детей

дошкольного возраста.

Используемое мной содержание

воспитания предусматривает погружение

ребенка в отечественную культуру.

Так с детьми посещаем районную

детскую библиотеку в канун праздника

День Победы.

В нашем детском саду создан также музей с собранными предметами казачьего быта.

Создана комната со всеми элементами внутреннего убранства, в том числе и изделиями местных промыслов.

Наряду с произведениями детской народной и классической литературы, знакомлю детей с произведениями кубанских писателей, из которых дети узнают о жизни кубанского казачества, как особой этической группы, имеющей свои обычаи и традиции.

Знакомлю детей с основными профессиями (втом числе с особенностями сельскохозяйственного труда жителей Кубани, направлениями технического прогресса (средствами передвижения, связи и др.).

Для воспитания у ребенка эстетического отношения к миру обогащаю сенсорный опыт ребенка, акцентирую его внимание на эстетической стороне окружающей жизни. Этому способствуют средства

народной педагогики, в частности, предметы народных декоративно-прикладных промыслов и народные дидактические игрушки, в том числе созданные на территории Краснодарского края.

Способствую формированию эстетических эталонов с помощью произведений народного декоративно-прикладного искусства, обращая внимание детей на своеобразие и особенности художественного творчества жителей Кубани классического искусства.

Мы ведем тесное сотрудничество с нашим историческим музеем. Неоднократно посещали его, были проведены такие экскурсии по музею «Быт Кубани».

Экскурсия «Память огненной славы», проведена в канун праздника День Победы. Экскурсовод - директор музея Косенко Людмила Григорьевна

После чего дети отобразили свои впечатления на листе бумаги. И получилась настоящая выставка.

Знакомлю детей с достопримечательностями нашей станицы (люди труда, памятники, музей, природные богатства, сельское хозяйство и промышленность).

К празднику Победы дети возлагают цветы к памятникам погибшим воинам «Вечный огонь». Рассказываю, что такие памятники и огни славы расположены на всей нашей огромной Родине (в Краснодаре, «Малая земля» в Новороссийске, «Аллея славы» в ст. Ленинградской. Они слышат и запоминают имена земляков, погибших в годы войны.

На занятиях и в повседневном общении рассказываю детям об односельчанах-героях Труда (хлеборобах, механизаторах, врачах, учителях и т. д., тем самым закладываю основы гражданского воспитания и формирую у них представления о человеке в истории и культуре Кубани.

Знакомлю детей с дикими животными (бурые медведи, волки, лисицы, белки, зайцы, еноты, барсуки, которые обитают на территории Краснодарского края, в то числе Кавказского государственного заповедника, также дети узнают о животных, которых выращивают на фермах и зверосовхозах Кубани.

Знакомлю детей с птицами кубанских лесов (совы, сойки, синицы, дятлы, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, вороны, сороки, скворцы, галки, морскими и водоплавающими (чайки, утки-кряквы, лебеди, цапли, гуси, трясогузки и т. д., пресноводными (щука, сазан, судак, сом, окунь, карась, сазан, лещ, амур) и морскими (мойва, килька, ставрида, сельдь, скумбрия) рыбами и животными (дельфины).

В процессе экскурсий, прогулок в природу знакомлю детей с породами хвойных (ель, сосна, пихта, лиственных (береза, осина, дуб, тополь, каштан) деревьев, лесными (ландыши, фиалки) и полевыми (одуванчики, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка) цветами, злаковыми культурами (пшеница, рис, ячмень, гречиха, растениями лиманов и плавней (камыш, осока, ряска, кувшинки). Прививаю детям уважение и любовь ко всему живому.

Для организации физического развития максимально использую природные и климатические особенности Краснодарского края. В теплый период года вся деятельность детей переносится на участок детского сада.

Для закаливания использую естественные природные факторы: дети принимают солнечные и воздушные ванны, организовываю выход детей к реке.

Для обеспечения потребности дошкольников в двигательной активности разучиваю с ребятами кубанские подвижные игры: «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Прыганье через шапку», «Жмурки», «Перебежки», «Казаки-разбойники», хороводные игры «По малину в сад пойдем».

Таким образом поставленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.Духовно-нравственное и патриотическое воспитание. .

Презентация для знакомства с родным микрорайоном. «Наш посёлок — Резинотехника»Презентация для знакомства с родным микрорайоном. «Наш посёлок — Резинотехника» Моя методическая тема «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края».

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей при ознакомлении с историей и культурой родного края
Опубликовано: 18 августа 2013 в 15:37
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...