Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Cветлана Вавилова
Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется на нравственные и воспитательные основы при ознакомлении детей с природой,ставится задача постепенного подведения детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы. Например, между созданными условиями и ростом растений, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на его основе определённых результатов.

В старшей и подготовительной группе, дошкольники приобщаются к посильному участию в охране окружающей среды,дети начинают осознанно понимать способы рационального природопользования и роли человеческого фактора в экологической нише.

Освоение знаний о жизни растений и животных, развитие соответствующих трудовых умений и навыков по уходу за ними, будет способствовать не только умственному развитию детей, но и воспитанию правильного отношения к природе родного города, края.

При ознакомлении детей с природой, основным стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь природы в целом, используя для этого сезонные изменения и труд в разные периоды года. Это даёт возможность формировать у дошкольников познавательную деятельность, обуславливает представления об экологических основах, поможет детям наблюдать явления природы в развитии, сравнении и тем самым обеспечить более глубокое их понимание.

Практические трудовые поручения и активная деятельность помогают устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе законов природы, а потому повышают интерес к получаемым детьми знаниям, вызывают у малышей стремление осваивать всё новые умения и навыки и желание применять их в разных видах деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста воспитывается

деятельная любовь к природе, которая выражается в наличии активного интереса, а также желание применять их при уходе за растениями и домашними животными, элементарном труде в природе.

В семье всегда легче включить ребёнка в полезную для других работу. Такой труд, на благо всей семьи, требует особой заинтересованности ребёнка результатом, родители должны объяснить необходимость и значение выполняемой им работы, например: «Если не полить цветы – они завянут». Поливка комнатных растений эта не простая работа. Правильное её выполнение требует от детей определённых знаний. Взрослые члены семьи должны помочь детям в объяснении, какой цветок необходимо поливать реже, к таким относятся: (кактус, амариллис, фиалка) и какое комнатное растение требует более тщательной поливки (традесканция, бальзамин, бегония, роза).

Для того чтобы все члены семьи серьёзно относились к труду детей, чтобы в семье была создана трудовая атмосфера важно постоянно привлекать их к труду, давать интересные посильные поручения. Если же всё участие детей в труде взрослых заключается в выполнении требований: подай, сбегай, принеси, подержи, - то это со временем только отобьёт охоту трудиться.

Готовя детей в дальнейшем к обучению в школе, важно научить их ответственно относиться к порученному делу. Для этого надо давать ребёнку задания, которые должны быть выполнены не только сейчас, но и через некоторое время (вечером или даже на следующий день). Тогда дошкольники постепенно привыкнут помнить данные взрослыми задания, относиться ответственно и самостоятельно к их выполнению.

Природа привлекает детей красотой, разнообразием, возможностью активно в ней трудиться. Но внимание ребёнка неустойчиво, опыт активной деятельности незначителен, многое проходит мимо его сознания.

Дома по возможности, родители должны организовать посильный труд детей в цветнике, на огороде, по уходу за комнатными растениями, домашними животными и рыбками в аквариуме.

Примером в этом должно быть непосредственно поведение самих родителей: нельзя на глазах у малышей, например, выгнать из дома котёнка или оставить на зиму в пустой даче собаку, с корнем вырывать цветы для огромного букета.

Рассказывая своим детям о пользе ухода за животными, нужно в то же время познакомить их с элементарными гигиеническими правилами: животное должно быть знакомо ребёнку, после игры, ухода за ним необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Обязанности ребёнка по обслуживанию животного должны быть строго определены, и их выполнение необходимо контролировать со стороны взрослых.

Совместная работа дошкольников и родителей очень важна. Изготовление поделок, разнообразных украшений, игрушек из природного материала, сближает всех членов семьи. Формирует эстетический вкус, навыки трудовой деятельности, развивает руку и глазомер ребёнка.

Если во время совместных прогулок, родители будут обращать внимание детей на красоту природы, разнообразие её форм и красок, то эстетическое переживание, вызванное этими наблюдениями, рассказы взрослых о том, как человек преобразует и охраняет окружающий мир, личный пример взрослых, создадут благоприятные условия для формирования трудовых и нравственных качеств ребёнка.

Дошкольников всегда радует результат работы, нужно похвалить ребёнка за выполненное поручение, Родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других. Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения, которое испытывает ребёнок, когда ему удаётся выполнить трудовую задачу. Однако взрослым не следует переоценивать возможности ребёнка: неудача подавляет, разочаровывает, гасит в них инициативу и желание самостоятельно добиваться чего – либо.

Положительный результат, напротив, создаёт стремление к преодолению трудностей. Наоборот, там, где дети получают всё в готовом виде, когда за них всё делают и решают взрослые, рождается леность мысли и действия.

В дальнейшем обучении в школе, такие дети плохо учатся, даже не попробовав своих сил, отказываются от самостоятельной работы на уроке.

Закрепление знаний ребёнка о природном окружении, умение делать обобщения, умозаключения, выводы при наблюдении окружающей жизни в соответствии с нравственными нормами происходит в активной практической деятельности. Об этом должны знать родители.

От того, как будет организована деятельность дошкольников, как взрослые будут ею руководить, во многом зависит уровень подготовки к обучению в школе.

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

АНКЕТА

для родителей на тему:

«Природа вокруг нас»

Цель анкетирования:

Выявить понимание родителями роли природы в жизни человека.

Определить значение взрослых в экологическом воспитании дошкольников.

Привитие в семье навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природных условиях.

ВОПРОСЫ:

1. Какое место занимает человек в природе?

2. Что такое экология?

3. Какую роль играет природа в жизни человека?

4. Какие животные и растения есть у Вас дома?

5. Помогают ли дети в уходе за ними и как?

6. Совершаете ли Вы с детьми прогулки на природу и как часто?

7. Объясняете ли Вы своему ребёнку правила поведения в природе?

8. Являетесь ли Вы для своего ребёнка примером бережного отношения к окружающей природе?

9. Есть ли в Вашем доме книги, энциклопедии и журналы о животных и растениях?

10. Что знаете Вы и Ваш ребёнок о Красной книге?

Статьи в родительский уголок

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ

Вы любите своего ребёнка? Наверно с изумлением прочитали этот вопрос. Ответите: «Конечно, любим!»

Вы хотите, чтобы ребёнок был здоров, весел, умён, чтобы у него в жизни всё получалось. А вы когда – нибудь серьёзно задумывались, что всё это зависит не только от того, что ребёнок ест, пьёт, каким воздухом дышит, а есть ли рядом цветы и деревья, птицы и звери? Вы скажете, что все дети и ваш ребёнок тоже, очень любит цветы и животных.

К ЧЕМУ ВЕДЁТ ДЕТСКАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ?

Да, мы все родом из детства, но почему, когда становимся взрослыми, одни из нас с трепетом в сердце относятся к каждой травинке, а другие без сожаления издеваются над собакой?

Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, культура поведения родителей во многом определяет культуру ребёнка. Формирование личности ребёнка в семье – это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя.

Чтобы эффективно осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы

мышления, агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде и гармонизировать свою систему взаимоотношений с природой.

Очевидно, что от детской экологической вседозволенности

(сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой

(вырубить кедровый лес, извести море, «повернуть» реки) дорога очень короткая. Но эта дорога обрывается пропастью…

ВСЁ ЛЮБЛЮ НА СВЕТЕ Я …

* Научите ребёнка любоваться природой, обратите внимание на красивый закат или восход. Поговорите или сначала поиграйте с ребёнком в слова, которые описывают эту красоту.

* Поищите с ребёнком среди зелёной листвы разные оттенки зелёного, сравните их, попробуйте описать цвет каждого листика.

* Рассмотрите пейзаж через цветное стёклышко и деревянную рамку. Найдите как можно больше отличий в двух картинках.

* Соберите с малышом разные природные объекты: шишки, камешки, перья, пух. Сложите их в мешочек и дайте ребёнку по ощущениям их определить на ощупь. Повторите упражнение несколько раз.

* Возьмите небольшое зеркало, пусть ребёнок

приложит его горизонтально ко лбу и посмотрит на окружающую природу с другой стороны. Расскажет вам, что он видит, а может и сочинит сказку или рассказ.

• Рассмотрите с малышом скошенную полянку и нескошенный луг. Обратите внимание, где больше кипит жизнь, можно даже посчитать, сколько и каких насекомых вы увидели, где красивее и ярче. Помогите ребёнку сделать вывод и ответить на вопрос» почему?».

* Обращайте внимание ребёнка на чириканье воробьёв, на то, как птицы взлетают, садятся на веточки, клюют корм. Подберите для них ласковые слова.

* Погуляйте при возможности рядом с водоёмом, рассмотрите его обитателей и жителей прибрежной зоны. Найдите красоту в лягушке и водомерке, в стрекозе и жуке-плавунце. Расспросите об увиденном ребёнка. А дома отразите впечатления в рисунках.

* «Подружитесь» с деревом, назовите его, потрогайте кору, пусть ребёнок опишет, что он ощущает. Расскажите ему, что дерево живое и тоже чувствует боль. Покажите смолу на ране сосны, ели, расскажите, что так дерево плачет.

Такие несложные приёмы позволят вашему ребёнку и тогда, когда он станет взрослым, любить природу. У вашего малыша не поднимется рука погубить окружающую красоту, а значит ему удастся сохранить природу и своё будущее.

[/h3]

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 27 июня 2013 в 14:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Родительское собрание. Тема «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...