Получи документы

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников

Ирина Ощепкова
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»

671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Онохой

2016г.

Цель: Организация взаимодействия учителя – логопеда и педагогов ДОУ направленного на профилактику речевых нарушений.

Публикация «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Задачи: 1. Познакомить педагогов с причинами речевых нарушений и этапами коррекционной работы.

2. Помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.

3. Способствовать созданию развивающей среды в группах, используя инновационные технологии.

- Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

- Артикуляционная гимнастика – выборка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

- Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество их выполнения;

движения должны быть точными;

плавность и лёгкость движения без толчков, подёргиваний, дрожаний органов;

движения должны совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

Темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать с помощью отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.

Переключение к другому движению и положению совершаются плавно и достаточно быстро.

Дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 раз.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит образцом для подражания какому - ни будь предмету или его движениям.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает неверно - это может привести к отказу, выполнять упражнение.

Гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее 1 часа).

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребёнка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические упражнения.

Статические – удержание органов артикуляции в определё нной позе к ним относятся:

- «улыбка»

- «трубочка»

- «окошко»

-«лопатка»

- «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

Динамические упражнения- многократное повторение одного и того же движения к ним относятся:

- «улыбка – трубочка»

- «качели»

- «маятник»

- «лопатка – иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи)

Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребё нок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, внизу; различает ли он правую или левую руки.

Так в игре «Весёлые фигуры» детям даются поручения.

Например:

- правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза;

- левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой за левое;

- левую руку положи на затылок, правую руку на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.

Например:

«Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д. - упражнения вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции.

«Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем не послушный

язычок» - упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

«Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д. – упражнения способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков и звуков [ Р ] и [Л ].

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки. В сказке происходят чудеса и звуки преображаются. Проводится игра с педагогами:

Считалка: Раз - мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочку, губки словно трубочки,

Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять, нужно губки облизать.

Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать, так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень, вырос гриб на слове «восемь».

Девять – сделай – ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

Это артикуляционная игра – сказка, которая с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для профилактики.

Жил – был язычок (высунуть язык)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал (поцокать языком как лошадка и попрыгать)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку (высунуть острый язык и забрать обратно)

Давай играть вместе, - предложила змейка язычку.

И решили они покачаться на качелях. Кач - кач – кач. («Качели»)

А потом решили поиграть в песочнице, взяли лопатки («Лопатка»)и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунды, повторить несколько раз).

Поиграли в футбол

Посмотрели на часы («Часики»)

Пора домой.

И поскакал язычок домой (поцокать языком и попрыгать как лошадка).

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть своё название и образ, что ребё нку интересно: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу и представить, что облизываешь вкусное варенье – клубничное, малиновое яблочное. Таким образом, пополняется словарь ребёнка.

Использование картинок - образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнения. По картинкам - образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки. Рассмотрим картинки образы.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

1. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

2. Улучшить подвижность артикуляционных органов;

3. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

4. Научить ребёнка удерживать артикуляционную позу;

5. Увеличить амплитуду движений;

6. Уменьшить статичность (напряжённость артикуляционных органов);

7. Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Публикации по теме:

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Отчет о самообразовании воспитателя «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников» ОТЧЕТ О САМООБРАЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЯ СТУПИНОЙ О. А. МДОУ «Детский сад № 4 «г. Саратов ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 17:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД