«Воспитать нравственного человека». Консультация для родителей

Галина Дорохова
«Воспитать нравственного человека». Консультация для родителей

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желания не всегда осуществляются.

Нравственность воспитывается с раннего возраста. У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот - отношение к другим людям. В этом отношении и проявляется нравственная сущность человека.

Относится к ближнему, как к самому себе, переживать его радость и боль как свои собственные — это ли не подлинные человеческие проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье? Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого.

Известно, что в нравственном воспитании ведущая роль принадлежит семье. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям отца и матери. Однако, возразят многие родители, мы любим ребенка, неусыпно заботимся о нем, но не можем похвалиться успехами в его нравственном развитии. Известный польский врач и педагог Н. Корчак показывает, что даже любящие и заботящиеся о ребенке родители не всегда его понимают, а используемые ими воспитательные методы на самом деле разрушают близость и взаимопонимание между родителями и ребенком.

Пятилетний мальчик боится спать один в темной комнате - мы стыдим его, возмущаемся его трусости, требуем, чтобы он перестал бояться, и оставляем его наедине со своими страхами. Девочка стесняется незнакомых взрослых, не отвечает на их вопросы - мы обвиняем ее в упрямстве, невоспитанности, в том, что она хочет опозорить родителей, а значит, не любит их. Малыш не в состоянии съесть порцию каши - мы пытаемся его заставить: «Не съешь - не буду тебя любить, не нужен мне такой упрямый, непослушный сын!».

Мы считаем свои требования правильными, а ребенок ощущает непонимание, нежелание взрослых помочь ему. В этом случае одни дети замыкаются в себе, другие - бурно протестуют, капризничают, упрямятся.

Уважение личности ребенка, признание его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Это чувство помогает ребенку правильно оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать малыша. В зависимости от возраста ребенка, он оценивает себя по-разному. Так, младшие дошкольники отрицательную оценку их личности в целом воспринимают, главным образом, как выражение недовольства, нелюбви к ним со стороны взрослых, так как дети двух-трех лет еще не всегда знают, как надо поступить, чтобы быть «хорошим». Поэтому желательно оценивать конкретный поступок малыша и его последствия. Например, ребенок мешает сверстнику играть, отбирает у него игрушки. Не следует говорить, сто он плохой, жадный мальчик, лучше обратите его внимание на то, что малыш хорошо играл, а теперь плачет. Посоветуйте поступить ребенку так, как «поступают хорошие дети» - отдать игрушку и играть вместе. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил - хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Уже маленький ребенок стремиться получить одобрение взрослых и детей, быть в их глазах хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или героями

сказок, литературных произведений. Малыш хочет быть похожим на положительного героя и не хочет - на отрицательного. Взрослые помогают ребенку увидеть сходство его поведения с поведением персонажей сказок и рассказов.

Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок и рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Так формируется его представления о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Ребенок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что он будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией.

Присмотритесь к тому, какой ваш ребенок в игре: выполняет ли он ведущие роли, является «заводилой» или же всегда на второстепенных, малоинтересных ролях? Если ваш ребенок в игре всегда захватывает главные роли, лучшие игрушки, не считается с интересами других детей, это должно насторожить вас: в нравственном воспитании ребенка что-то упущено. Полезно играть в народные подвижные игры. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей: с ранних лет они наблюдают хозяйственно-бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их взаимная забота, взаимопомощь.

Ребенок растет, и круг его общения расширяется, он вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Они необходимы, так как оберегают честь и достоинство человека, создают атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться с просьбой, говорить «пожалуйста», извиняться, если нечаянно задел кого-то, совершил оплошность, уступать место взрослым, не перебивать их, когда они говорят, - эти элементарные правила культурного поведения должны быть твердо усвоены ребенком ко времени поступления в школу.

Публикации по теме:

Мы ждём Олимпиаду В преддверии Олимпиады 2014 г. в свете новых Федеральных Государственных Требований (Ф. Г. Т.) Олимпийское движение объединяет всех людей.

Воспитание патриотических чувств Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление детей с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Воспитать нравственного человека». Консультация для родителей
Опубликовано: 2 марта 2014 в 20:05
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...