Получи документы

Консультация «Восприятие музыка и музыкальное восприятие — особенности трактовки»

Анна Копылова
Консультация «Восприятие музыка и музыкальное восприятие — особенности трактовки»

Копылова А. А.

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 38

С. Речицы

«Восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» :

особенности трактовки понятий.

В статье на основании существующих подходов к трактовке процесса восприятия даются определения музыкального восприятия и восприятия музыки, рассматриваются их особенности.

Публикация «Консультация „Восприятие музыка и музыкальное восприятие — особенности трактовки“» размещена в разделах

Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение различных её аспектов на каждом этапе данного развития является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одним из компонентов музыкальной культуры. Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивируя и распространяя развлекательную, шаблонную музыку воспитывают слушателей с простейшими, примитивными музыкальными запросами, лишают их «высших музыкальных потребностей, то есть ценностного, нравственно-эстетического и художественного-эстетического восприятия и познания музыкального искусства» [2, с. 6]. Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е. С. Борисова утверждает: «Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появлении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [2, с. 3].

Для того, чтобы перейти к изучению понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» необходимо, в первую очередь, рассмотреть понятие «восприятие». Приведем некоторые определения, данные учеными-психологами.

«Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, связанная с понятием его целостности; в отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов ощущений оно предметно» (К. К. Платонов) [6, с. 24].

«Восприятие – это процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств» (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич) [4, с. 243].

«Восприятие (перцепция) – это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках; психическое отражение действительности в виде целостных образов предметов» (Ф. Р. Филатов) [9, с. 312].

Таким образом, рассмотрев представленные выше определения, можно выделить существенные характеристики восприятия :

восприятие есть процесс;

восприятие порождает конкретный продукт – чувственный образ;

основное условие возникновения восприятия – воздействие внешнего мира на органы чувств.

И. В. Щербак подчеркивает, что образы восприятия построены на основе различных ощущений, но, они не являются просто суммой этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам. Привычные, знакомые объекты воспринимаются одномоментно, малознакомые – поэтапно, развернуто. Проще говоря, восприятие человека без деятельности памяти и мышления невозможно. Восприятие - это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек познает окружающий мир, осваивает воспринимаемые объекты [10].

В отношении понятий «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» в современной музыкальной психологии и педагогике нет полного и единого понимания их сущности, что подтверждает сложность исследуемых явлений. Более того, зачастую «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» употребляются как синонимы. Однако, в последнее время в музыкально-психологических трудах все чаще данные понятия разграничиваются.

Музыкальное восприятие, по мнению Е. В. Назайкинского, – есть восприятие, направленное на постижение и самое главное, осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как художественный эстетический феномен [5].

Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т. е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства.

Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.

Роль музыкального восприятия в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий – то, что становится частью музыкальной культуры; и, наконец, музыкальное восприятие – это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

Л. А. Безбородова рассматривает термин «музыкальное восприятие» с позиции музыкальной педагогики и связывает его со знакомством с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, но подчеркивает, что пока педагог трактует его исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого [1, с. 316]. Так в процессе певческой деятельности учащиеся неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы, средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности, учащиеся активно воспринимают музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие музыки в музыкально-энциклопедических источниках определяется как «сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слушание музыки, её понимание, переживание и оценку. Это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны музыкальной формы» [2, с. 5].

Многие исследователи, занимающиеся проблемой восприятия музыки, указывают на то, что она влияет на физическое состояние слушателя: оказывает глубокое воздействие на физиологические реакции, ускоряет метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание, пульсацию и кровяное давление, таким образом дает физическую основу для генезиса эмоций. Таким образом, восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

В психологическом плане музыкальное произведение как эстетическая реальность существует в двух видах: в процессе непосредственного восприятия реально звучащей музыки и в виде слуховых представлений. Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения. И этот процесс носит стадиальный характер.

З. Г. Казанжиева - Велинова выделяет три основные стадии восприятия :

1. докоммуникативная – формируется готовность к слушанию;

2. коммуникативная – отражает реальный процесс восприятия музыки;

3. посткоммуникативная – связанна с осмысливанием произведения после окончания его звучания [3, с. 32-40].

А. Н. Сохор выявляет следующие стадии музыкального восприятия :

1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие;

2) стадию слушания как физический процесс; первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления от прослушиваемого произведения; при первом прослушивании слушатель неподготовленный получает лишь общее представление о музыкальном образе;

3) стадию понимания и переживания; она связана с повторным прослушиванием музыкального произведения, где уже включаются аналитические свойства сознания, происходит интонационно-образный анализ музыкального произведения.

4) стадию интерпретации и оценки; в процессе последующего прослушивания слушатель уже сопоставляет звучащий материал в данный момент времени с ранее воспринятым материалом. Через синтез на основе глубокого анализа происходит рационально-логическое освоение материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла, произведение открывается другими гранями. Автор считает, для того чтобы верно оценить и осознать произведение, у слушателя должен быть накоплен определенный музыкально-слуховой багаж [8, с. 59-74].

А. Н. Сохор подчеркивал, что деление на стадии – условно, поскольку последовательность может меняться, - одна стадия может объединяться с другой. Так, например, понимание, оценка и переживание часто протекают слитно.

Восприятие музыки различно у каждого человека и зависит от музыкального и жизненного опыта, от уровня общего и музыкального развития индивида. Но, как подчеркивает музыкальный педагог Б. С. Рачина, «восприятию, в том числе и музыкальному, ребенка следует специально учить» [7, с. 83]. «Процесс восприятия совершенствует по мере развития музыкального слуха, овладения приемами музыкального мышления и развития музыкальной памяти», а также по степени изучения музыкального языка, музыкальной речи [7, с. 86].

Список литературы:

1. Безбородова, Л. А. Сущность теории музыкального образования // Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002. — 316 c.

2. Борисова, Е. С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью. Монография / Е. С. Борисова – Самара: изд-во СамНЦ РАН, 2013. – 126с.

3. Казанджиева - Велинова, З. Г. Мнения и оценки слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей» Текст. / З. Г. Казанджиева - Велинова. - София, 1976. - С. 32-40.

4. Котова, И. Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология : учебное пособие / И. Б. Котова., О. С. Канаркевич., В. Н. Петриевский. -- Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 243с.

5. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. – М. : Изд-во «Музыка», 1972. – 384с.

6. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 1984.

7. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – СПб. : Композитор, 2007. – 544 с.

8. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия [Текст] / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления. сб. статей / под ред. М. Г. Арановского. – М. : Москва, 1974. – С. 59-74.

9. Филатов, Ф. Р. Основы психологии : учебное пособие / Ф. Р. Филатов -- М., 2007. 312с.

10. Щербак, И. В. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре [Электронный ресурс] / И. В. Щербак // Международный педагогический портал. – 2016. – Режим доступа : https://solncesvet.ru/rol-vospriyatiya-muzyiki-v-muzyikalnoy-2

Публикации по теме:

Цикл мероприятий для детей 5–6 лет «Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания» «Цикл развивающих и игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: «Восприятие цветовых сочетаний детьми.

Дидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелемДидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелем Дидактическая игра "Волшебные шарики". Развиваем мелкую моторику и восприятие цвета с гидрогелем. Очень интересный материал для игр, детям.

Дидактические игры на восприятие цветаДидактические игры на восприятие цвета Данные игры помогут детям закрепить знание цвета, умение сопоставлять цвет предметов, развивать внимание, зрительное восприятие. Игры можно.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

«Музыка Осени». Музыкальное занятие для детей старшей группы«Музыка Осени». Музыкальное занятие для детей старшей группы Музыка Осени Музыкальное занятие для детей старшей группы. Подготовила музыкальный руководитель Курлюк Елена Викторовна. 2019-2020 учебный.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Эстетическое восприятие пейзажной лирикиЭстетическое восприятие пейзажной лирики Детское творчество отражает окружающий мир, природу на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Восприятие музыка и музыкальное восприятие — особенности трактовки»
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 18:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД