«Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей»

Ольга Украинчик
«Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей»

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный», поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, - это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т. д.). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т. д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т. д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба», «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т. д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т. е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать», терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», соблюдения этикета и т. д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т. п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, - получить от партнера «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно - нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Публикации по теме:

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школе Одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном образовании является проблема подготовки детей к школе. В связи с перестройкой.

Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чём именно они видят проявление этой любви, большинство.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей»
Опубликовано: 26 мая 2013 в 11:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...