Получи документы

«Возрождение казачества — это не ребячество» (5 фото)

Елена Кутаркина
«Возрождение казачества — это не ребячество»

Действенным средством воспитания патриотизма является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. О необычной жизненности казачества свидетельствует его современное возрождение. Казачья педагогика уходит вглубь веков. В основе казачьей системы воспитания лежит историческое предназначение казачества : Сама жизнь казака, станицы, войска.

Весь уклад жизни казака основывался на идеалах православия, служения Отечеству, воли к свободе, трудолюбию. Казак-это не нация, это свободный человек.

Публикация «„Возрождение казачества — это не ребячество“» размещена в разделах

Поэтому, 28.01.2015 мною был проведён праздник "Казачья ярмарка", основными задачами которого было приобщение детей к народным традициям через использование регионального компонента. Мероприятие было проведено совместно с городским краеведческим музеем, народным фольклорным ансамблем "Казачья вольница"и родителями.

Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-42857-1423703662.jpg" не найден!

]

«Возрождение казачества — это не ребячество»
Фото №1 Действенным средством воспитания патриотизма является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества Фото №2 О необычной жизненности казачества свидетельствует его современное возрождение

Сценарий праздника.

Казачья ярмарка.

Фото №3 Казачья педагогика уходит вглубь веков

рограммное содержание:

1. Знакомить детей с традициями казачьего народа, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать эмоционально-оценочное отношение к родному краю.

2. Развивать у детей музыкальную память, побуждать их к творческой активности, формировать навыки образной деятельности, умение их передавать посредством художественного фольклорного слова, выразительных импровизаций в пении и танце.

Предварительная работа:

* Чтение литературы в рамках программы регионального компонента, рассматривание иллюстраций и фотографий с портретами казаков-героев,

* Слушание казачьих песен, проведение бесед на тему родного края.

* Посещение городского краеведческого музея.

Действующие лица:

Ведущий в казачьем костюме

Дед казак

Кум

Кума

Казак

Марьянка

Продавец верёвок

Скоморох I

Скоморох II

Музыкальный материал:

«Белогорски казаки»;

«Мы с тобой казаки» В. Захарченко;

«Моя Россия» Г. Струве.

Частушки.

Боевой казачий танец;

Игра

«Перетягивание каната»;

«Бай, качи, качи, качи»

Слайды:

* одежда казаков;

* Казак на коне;

* казачий быт.

Игрушки: куклы казачек, свистульки.

Сценарий мероприятия.

Зал нарядно украшен в стиле казачьей ярмарки, под казачью музыку в зал проходят дети, останавливаются возле стульчиков. Выходит ведущий (воспитатель) в казачьем костюме.

Ведущий: - Приветствуем вас, люди добрые! Добро пожаловать, гости дорогие! Красному гостю – почётное место. Милости просим. А собрались мы сегодня для того, чтобы песни казачьи спевать, танцы казачьи танцевать, обычаи казачьи вспоминать. Дабы не сгинули они, а достались детям нашим да внукам.

Ребё нок:

Посмотрите вокруг:

Зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего,

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Выходит дед казак, за ним выбегают ребятишки – казачата и кричат :

Дети-казачата : Деда, ну деда, стой! Деда, ну деда, расскажи, как казаки сюда приехали

На экране фотографии с казачьими повозками, двигающимися по дороге.

Дед – казак.

Расскажу- ка, вам, ребята - дело было-то у нас:

Не в тридесятом царстве-государстве-то заморском, а у нас, в Амурском крае.

Много-много лет назад

Из далёкого из края шёл казачий к нам отряд.

Шли с Кубани, шли из Дона,

Шли из Волги, аж с Херсона.

Люда всякого, бывало, на Восток к нам прибывало.

Кто осел, кто закрепился,

Кто землицею разжился,

Стали сеять да пахать,

Хаты ставить да плясать,

Вот с тех пор мы здесь живём,

Хлеб да соль с тобой жуём,

Мёдом крепким запиваем, предков наших вспоминаем.

Им от нас – земной поклон (кланяются)

Вам - песен перезвон.

Помним ли мы корни наши?

Оценить – задача ваша.

Ведущий:

На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! Позвольте спеть для вас песню.

ПЕСНЯ «МЫ С ТОБОЙ КАЗАКИ»

После песни дети садятся на стульчики.

Ведущий:

Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке? (Зрители отвечают хором Да»)

Под весёлую музыку вбегают скоморохи.

Скоморох I :

Гости желанные, званные и незваные!

Скоморох II :Худые и тучные, весёлые и скучные!

Скоморох I :Все скорей спешите к нам!

Скоморох II :Рады всяким мы гостям!

Скоморох I : Народ собирается, ярмарка открывается!

Скоморох II :

Налетайте,не зевайте,

Подарки милой выбирайте!

(На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками - «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)

1-й лотошник:

Есть на ярмарке игрушки,

Расписные погремушки!

2-й лотошник:

Есть ватрушки, бублики,

Приготовьте рублики!

Скоморох I :

Ко мне подходи,

Со мной торг веди!

Откровенно говорю:

Иль продам, иль подарю!

Скоморох II :

Предлагаю свой товар,

Не за рубль, не за два!

Отдаю за добру сказку,

За весёлую присказку!

Девочка - казачка : А частушки подойдут?

2-й лотошник: Запевай, послушаем!

Скоморохи уходят за шторки и находятся там.

Девочки - казачки (поют частушки) :

1. Разрешите поплясать.

Разрешите топнуть.

Неужели в куреньке

Половицы лопнут?

2. На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху!

Сидит заяц на берёзе

Умирает со смеху!

3. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась.

Надо пляской помогать.

4. Сидит ежик на березе -

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

5. Караул! Караул!

Казак Миша утонул.

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке.

6. Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть!

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

7. Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!

8. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет.

9. Мы девчата - казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек – прибауток

Нам и суток не прожить.

Под музыку навстречу друг другу идут кум и кума.

Кум: Здорово, Кума! Как поживаешь? Много добра накупила?

Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится!

Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят -рано встала, да мало напряла!

Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь, как мы живё м: щи лаптем не хлебаем!

(Звучит русская народная песня «Куманёк», Кум с Кумою, взявшись под ручку, уходят со сцены).

^ На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они висят у него на плече, на шее. Под весёлую музыку двигается к столам, где лежит товар.

Продавец верё вок: Подходи, налетай! Товар не залежалый!

Верёвки пеньковые, канаты смолённые!

В огне не горят, в воде не тонут!

(К продавцу подходят казаки).

Казак :

Дорого ли стоит товар?

Мне нужна веревка пеньковая,

Да чтоб была крепкая, да новая!

Продавец:

По знакомству недорого возьму:

Давай триста!

Казак :

Что так дорого просишь?

Даю две с полтиной,

Да в придачу дубину с горбиной!

Продавец:

Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!

Казак : Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость.

(Обращается к детям) :

Эй, сынки мои, любезные!

Идите сюда скорей!

Силушку молодецкую потешите,

Людей добрых повеселите,

Меня, старика, порадуете своей удалью!

(Выходят дети. Начинается народная игра «Перетягивание каната». Покупатели помогают молодым казакам перетягивать канат, делятся на две группы. Игра проводится под музыкальное сопровождение: в грамзаписи звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку»).

ИГРА «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

После игры дети садятся на свои стульчики.

Казак (после окончания игры) :

Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть! Добрый сын - отцу радость!

Продавец: Каков казак - отец, таков и сын - молодец!

Ведущий: Наши дети знают пословицы и поговорки, послушайте.

Казачьему роду нет переводу;

Казачье братство милее богатства;

Казак родился – Отчизне пригодился;

• Терпи казак – атаманом будешь;

Казаком быть – значит Родину любить.

Ведущий: Любим песни мы спевать,

Да и в игры поиграть.

ИГРА «Калачи»

Дети становятся в три круга. Дети двигаются по кругу и при этом поют:

Бай-качи-качи-качи!

Глянь - баранки, калачи!

Глянь –баранки калачи,

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова : «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг.

После игры дети садятся на стульчики. Под музыку выходит казачка.

Казачка : Детишек воспитывать - не курочек пересчитывать!

Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка!

По ярмарке весь день ходила,

Ни про кого не забыла!

Покажи, дочка, что купила?

Марьянка (достаёт из кошёлки и показывает всем) :

Родному батюшке - кушак,

Чтоб подпоясывался в боях!

Любимой матушке - платок,

Посередине - золотой цветок!

Братьям - соколам, по новым сапогам!

Маленьким сестрицам –

По новым рукавицам!

Казачка : Ну, а себе, доченька, что приглядела?

Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела,

Тут, на ярмарке услышала и дюже она мне понравилась.

Казачка : Где песня льется, там легче живется!

Спой, дочка, пусть все послушают!

Дети встают врассыпную около инструмента.

ПЕСНЯ «ЭХ, УДАЛЬЦЫ, ЭХ, МОЛОДЦЫ!» Ф. Воробьёв

Дети садятся на свои стульчики.

Ведущий:

Богат и красив наш амурский край. Красив своей природою, тружениками-людьми, богат урожаями и традициями. Так давайте же вместе любить и беречь его! А значит, и казачья песня никогда не смолкнет.

Под весёлую музыку выбегают Скоморохи.

Скоморох I :

Представляем песню нашу,

В крае нету песни краше.

Казачата, выходите!

Гости тоже подходите.

Пока дети- солисты и ансамбль «Казачья вольница» выходят, Скоморохи представляют:

Скоморох II : К нам на ярмарку пришли Лауреаты международного фестиваля в Южной Корее, Лауреаты областных, межрегиональных конкурсов и фестивалей. Народный фольклорный ансамбль «Казачья вольница» под управлением заслуженного работника культуры Амурской области Валентины Петровны Ткачук.

Скоморохи убегают.

Ведущий раздаёт детям шумовые инструменты.

ПЕСНЯ «БЕЛОГОРСКИ КАЗАКИ»

После песни под музыку дети садятся. Ансамбль «Казачья вольница» остаё тся и исполняют песни:

ПЕСНЯ «ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ НА БЕРЕГУ»

ПЕСНЯ «ЗА ТИХОЙ РЕКОЮ»

Звучит казачья музыка.

После этого «Казачья вольница» присаживаются на свои места.

Ведущий: Мы и пели, и играли,

Но ещё не танцевали.

ТАНЕЦ КАЗАЧАТ.

После танца мальчики отводят девочек.

Выходит ведущий с хлебом – солью.

Дети встают, подходят на середину зала, образуя полукруг.

Дети стоят. Под музыку выбегают скоморохи.

Скоморох I :

Вот уж день к концу клонится,

Скоро ярмарка закроется.

Скоморох II :

Купцов было здесь немало,

Много было и товара!

Скоморох I : Мы желаем, чтобы мир и покой был на земле.

Скоморохи (вместе) :

Чтобы праздники и ярмарки не переводились

И все на них веселились!

Под спокойную музыку выходят дети.

Дети читают стихи:

Вот какой народ амурский хлебосольный,

Много в нём душевной теплоты,

Славься, край, весёлый и раздольный,

Красота родимой стороны.

Ты цвети, Амурский край,

Становись всё краше.

Не уронит честь амурскую

Поколенье наше.

И звенит, не умолкая,

Песня звонкая о нём.

О амурском нашем крае,

Что мы родиной зовём!

ПЕСНЯ Г. СТРУВЕ «МОЯ РОССИЯ»

После песни дети дарят «Казачьей вольнице» хлеб – соль.

ПЕСНЯ «ВИШЕНКА»

После исполнения этой песни гостям предлагают вместе с «Казачьей вольницей» разучить песню, текст которой у всех напечатан.

Фото №4 В основе казачьей системы воспитания лежит историческое предназначение казачества Сама жизнь казака станицы войска
Публикации по теме:

Консультация «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества на Кубани» Организационно-методическая работа с педагогами по программе: «казачьему роду нет переводу» Консультация : «Как знакомить дошкольников с.

Презентация «История казачества» Работа нашего МБДОУ направлена на патриотическое воспитание детей. Мы изучаем природу Донского края, знакомимся с историей родного города,.

Автор публикации:
«Возрождение казачества — это не ребячество»
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 05:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки