Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Приходько
Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего и молодого поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых, особое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства

очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма

Эта задача традиционно решается из года в год, но проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста остается актуальной. К сожалению она не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

Существует необходимость изменения условий патриотического воспитания, стиля и форм взаимодействия ДОУ с семьей.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОПРЕДЕЛИЛСЯ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Объект исследования: процесс взаимодействия ДОУ с семьей в патриотическом воспитании ;

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи;

Цель исследования: выявление педагогических условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста;

Гипотеза исследования:

взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1. изучение культурного наследия;

2. повышение педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания

3. выделение нравственного компонента в содержании воспитания.

4. Задачи:

1. .Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.

3. Разработать инновационную форму взаимодействия ДОУ и семьи.

5. Этапы исследовательской деятельности

I этап – теоретико- поисковый, целью которого явилось теоретическое обоснование избранной проблемы, изучение уровня ее разработанности в теории и состояние дел на практике, разработка плана и программы исследования, выдвижение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования.

II этап опытно-экспериментальный, в ходе которого разрабатывались:

- перспективный план работы семейного клуба, определялось содержание его работы, намечались направления деятельности по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста посредством взаимодействие детского и взрослого сообщества ДОУ и семьи;

-осуществлялась апробация деятельности семейного клуба «Звездочка» и создавалось её методическое обеспечение;

III этап анализа результатов и выводы исследования, в ходе которого обобщались теоретические и практические результаты исследования, проводились обработка и анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, делались выводы.

6. В чем особенность ранее поведенных исследований, связанных с воспитанием патриотизма у дошкольников?

Мы рассматриваем проблему с позиции взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, с позиции включения родителей в педагогический процесс.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ.

В исследованиях Куликовой Т. А. Отмечено, что«…Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта…» Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.

Воспитательное значение патриотизма огромно: это школа, в которой человек подготавливается к восприятию идеи о человечестве, осознает необходимость бережного и максимально осторожного отношения ко всему национальному, начиная от природы и кончая утонченными сферами искусства и легко уязвимым чувством национального достоинства.

Ссылаясь на научные исследования Марковой Т. А. можно определить, что семья является важнейшим инструментом индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения и язык. Семья – это школа воспитания, передачи опыта жизни и житейской мудрости ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Патриотические качества, применительно к старшему дошкольному возрасту, определяется как:

- воспитание гордости за себя, за близких ему людей;

- чувство патриотичности, привязанности к окружающим, к своей малой Родине;

- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

-отношение к соседям, родственникам, друзьям;

- интерес к человеку-труженику и результатам его труда;

- заинтересованность и гордость к защитникам Отечества, государственной символике, традициям, народным праздникам;

- любовь к матери, семье и детскому саду.

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия ДОУ с семьей обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной личности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и педагогов, как считает исследователь О. В. Солодянкина, заложены следующие принципы:

- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

-Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания;

- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

-Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала семьи в совместной работе с детьми.

Нами была разработана и апробирована ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Семейный клуб – важнейшая составная часть системы образования и воспитания в детском саду.

Воспитательная, развивающая, познавательная деятельность осуществляется при активном участии родителей, бабушек и дедушек воспитанников, принимающих участие в подготовке и проведении совместной творческой деятельности с детьми и педагогами; В рамках встреч в семейном клубе проходит обмен опытом воспитания детей в семье. В ПОЛОЖЕНИЕ О СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ определена

Цель деятельности клуба:

Создание позитивного микро-социума, в котором каждый является активным участником совместной деятельности.

Семейный клуб – составляющая системы образования и воспитания в детском саду.

ЗАДАЧИ

Выявлять и транслировать положительный семейный опыт патриотического воспитания ребенка.

Содействовать единению родительского и педагогического коллективов с целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников с целью воспитания у ребенка потребности быть патриотом своей Родины.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовка и проведение совместных мероприятий, направленных развитие у дошкольников патриотических качеств

Пропаганда положительного семейного опыта

Повышение педагогической культуры родителей

Организация работы с детьми при активном участии родителей.

Встречи по интересам «Бабушкин сундучок».

СОТРУДНИЧЕСТВО дошкольного учреждения с семьями строится на принципах:

1. Равноправия, определяющий условия для доверительных равно партнерских отношений между всеми участниками взаимодействия.

2. Индивидуально- дифференцированного подхода с учетом социального статуса семьи, возможностей и желания родителей и воспитанников, гарантирующий право выбора.

3. Систематичности и последовательности работы с каждой семьей, определяющий содержание и направления совместной деятельности.

4. Принцип уважения норм и ценностей семьи, обеспечивающий положительное отношение педагогов ДОУ к сохранению истории и традиций семьи

5. Принцип ориентации на развитие позитивного потенциала семьи, укрепления взаимосвязи поколений, обеспечивающий вовлечение в работу семейного клуба представителей старшего поколения и передачу опыта патриотического воспитания в семье.

16. СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Нетрадиционная форма работы с семьей позволила педагогам увидеть и оценить родителей как со-трудников, со-участников взаимодействия, носителей ценного семейного опыта, вовлечь их в процесс полноценной педагогической деятельности.

Проведенное исследование показало, что:

Процесс патриотического воспитания будет успешным при следующих педагогических условиях:

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которое строится с учетом принципов приоритетности культурного наследия и традиций семьи;

повышения педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания;

выделения нравственного компонента в содержании воспитания.

Публикации по теме:

Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельностиВоспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности Воспитание патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через художественно-творческую деятельность (Из.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 22:09
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...