Получи документы

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению

Елена Тарасова
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению

Важнейшей задачей системы дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Этот важный процесс осуществляется, в первую очередь, в семье, а также усилиями педагогов детского сада – воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.

В нашем детском саду на протяжении пяти лет реализуется психологическое сопровождение процесса подготовки к обучению в школе и профилактики школьной дезадаптации.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению» размещена в разделах

В рамках сопровождения осуществляется работа педагога-психолога по психологической подготовке выпускников детского сада к школьному обучению, а также взаимодействие с родителями будущих первоклассников.

Одной из основных задач данного взаимодействия является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышения их психолого-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Рассмотрим систему взаимодействия педагога-психолога с родителями выпускников детского сада 65 по подготовке к школьному обучению.

Непосредственное сотрудничество:

1. Групповая консультация для родителей в начале учебного года. ( Тематика: «Психологическая готовность к обучению в школе»)

с предложением памяток «Составляющие школьной готовности».

Сроки: сентябрь.

2. Диагностика значимости психологического сопровождения

по подготовке к обучению в школе выпускника детского сада (анкетирование родителей).

Большинство родителей придают ведущее значение предшкольной подготовке в детском саду – занятиям с воспитателем и психологом (40%); считают главным занятия с воспитателем 31%; уверены в большей эффективности курсов интенсивной подготовки к школе 15% родителей; отводят ведущую роль совместным занятиям с ребенком дома 14% родителей.

Особое внимание родители уделяют качеству развития познавательной сферы - таких навыков, как чтение, письмо, счет и пр. – 46% родителей; развитию мотивационной сферы ведущую роль отводят 32% родителей, важнейшую роль развития эмоционально-волевой сферы отмечают 22% родителей. Высокую и среднюю значимость психологического сопровождения предполагают 51% и 49% родителей соответственно.

Сроки: сентябрь.

3. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (I этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении.

Анализу подлежали уровни познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной (личностной) готовности. На начало года, по результатам

I этапа диагностики готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) не показал ни один воспитанник (0%); условную готовность (УГ) продемонстрировали 20 воспитанников подготовительных групп (51%); условную неготовность (УН) показали 15 детей (38%); неготовность обнаружилась у 4 человек (11%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали в мотивационной сфере – 56% детей; в познавательной сфере – 41% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 38% выпускников.

Сроки: ноябрь.

4. Диагностика проблем в развитии разных сфер психологической готовности ребенка к школе (анкетирование родителей).

Сроки: ноябрь.

5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, показавших следующие уровни готовности к школе по итогам I этапа диагностики – «условная готовность» («УГ», «условная неготовность» («УН», «неготовность» («Н») с выдачей рекомендаций по работе над выявленными причинами неготовности.

Сроки: ноябрь-декабрь.

6. Формирование группы детей с разными уровнями психологической готовности к школе для развивающей работы с учетом результатов диагностики и заявок родителей по преодолению трудностей в разных сферах психического развития ребенка и профилактике возможных психологических проблем при поступлении в первый класс.

Сроки: декабрь.

7. Привлечение родителей к процессу реализации цикла непосредственно-образовательной деятельности «В школу с радостью. Родители по желанию посещают проводимую педагогом-психологом непосредственно образовательную деятельность по интересующей тематике относительно сфер психологической готовности. Мамы и папы знакомятся с развивающими упражнениями и играми, проводимыми с детьми, многие родители повторяют их дома с ребенком.

Сроки: декабрь – апрель.

8. Тематические встречи-консультации для родителей «К школе готов. Встречи родителей с педагогами подготовительных групп и педагогом-психологом по заявленным в ходе анкетирования проблемам. За текущий учебный год педагогом-психологом и воспитателями были организованы следующие тематические встречи:

А). Направленные на развитие познавательной готовности к школе :

- «Развиваем память и внимание, учим ребенка мыслить логически».

- «Подготовка руки к письму».

- «А буквы запомнятся сами».

Б). Направленные на развитие мотивационной (личностной) готовности к школе :

- «Развиваем интерес и любознательность».

- «Первый раз в первый класс».

- «В коллективе одноклассников».

- «Учитель и его требования».

В). Направленные на решение проблем в эмоционально-волевой сфере будущего школьника :

- «Темперамент ребенка и подготовка к школе».

- «Детские страхи».

- «Проблема: агрессивный ребенок»

- «Формирование адекватной самооценки ребенка».

- «Воспитываем самоконтроль, развиваем произвольность поведения».

- «Ребенок с недостатком уверенности в себе».

- «Как помочь медлительному ребенку?».

Сроки: декабрь – май.

9. Групповая работа с родителями по ознакомлению с результатами диагностики психологической готовности к школьному обучению (II этап) в обобщенной форме, в процентном соотношении. Анализу подлежал уровень познавательной, мотивационной (личностной) и эмоционально-волевой готовности. На конец года, по результатам II этапа диагностики психологической готовности к школе, были получены следующие результаты: готовность к обучению в школе (Г) показали 20 воспитанников (53%); условная готовность (УГ) выявлена у 16 детей подготовительных групп (41%); условная неготовность (УН) отмечена у 2 воспитанников (4%); неготовность обнаружилась у 1 ребенка (2%). Психологическую готовность (высокий и средний уровни) показали

в мотивационной сфере – 85% детей; в познавательной сфере – 64% воспитанников; в эмоционально-волевой сфере – 54% выпускников.

Положительная динамика психологической готовности к обучению в школе представлена на графике (см. рисунок 1).

Сроки: апрель.

10. Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников, имеющих неготовность к школе разного уровня с выдачей практических рекомендаций.

Сроки: май.

Опосредованное сотрудничество:

1. «Уголок педагога-психолога»

(заочное консультирование).

2. «Страничка педагога-психолога»

(заочное консультирование на сайте ДОУ).

3. «Памятки для родителей» (заочное консультирование по проблемам психологической готовности к школе).

На конец учебного года была проведена диагностика эффективности психологического сопровождения по подготовке к школьному обучению (анкетирование родителей).

Результаты анкетирования:

Взаимодействие с педагогом-психологом позволило, по мнению родителей, отработать имеющиеся у ребенка проблемы в сферах: познавательной (54%, личностной (мотивационной) (35%, эмоционально-волевой (47%).

Родители повысили свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания и подготовки ребенка к школе (100%).

• Для 67% результативным стало непосредственное сотрудничество с педагогом-психологом; для 33% достаточно эффективным оказалось опосредованное сотрудничество;

• В непосредственном сотрудничестве 34% родителей на первом месте выделили результат индивидуального консультирования; 32% - групповые тематические встречи-консультации; 29% - реализацию цикла образовательной деятельности «В школу с радостью; групповое консультирование в форме выступлений на родительских собраниях было наиболее полезным для 5% родителей.

• В опосредованном сотрудничестве 54% родителей первое место отвели памяткам, 31% - форме «Страничка педагога-психолога», для 15% родителей эффективной оказалась форма «Уголок педагога-психолога».

• Высокий и средний уровень значимости взаимодействия с педагогом-психологом с целью эффективности предшкольной подготовки ребенка отметили 63% и 37% родителей соответственно.

Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников имеет важное значение, поскольку эффективная подготовка к жизни в новой социальной ситуации вчерашнего дошкольника,

в условиях современных требований образования возможна только в том случае, если педагоги действуют в сотрудничестве с самыми близкими и авторитетными людьми для ребенка, способными максимально повлиять на становление и гармоничное развитие личности подрастающего человека.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]/ Г. С. Абрамова. – М. : Деловая книга, 2000. – 264 с.

2. Афонькина Г. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]/ Г. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291с.

3. Бабаева Т. И. У школьного порога [Текст]/ Т. И. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 13-15.

4. Готовимся к школе : Книга для родителей будущих первоклассников [Текст]/ Под ред. Е. Л. Ерохиной. – М. : Олимп, 1999. – 160 с.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития

и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]/ Отв. ред. В. И. Слободчиков. – Томск, 1992. – 160 с.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н. И. Гуткина. – М. : Академический проспект, 2000. – 168 с.

7. Монастырёва Т. А. Школа для дошкольников – за и против [Текст]/ Т. А. Монастырёва // Начальная школа плюс – до и после. – 2004. - № 10. –

С. 32.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников по подготовке к школьному обучению
Опубликовано: 4 августа 2013 в 15:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД