Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей

Екатерина Кравцова
Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.

В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери – как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей.

Уверена, что, в душе педагога должно быть место для родителей воспитанника. Педагог должен понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование потребности здорового образа жизни. Считаем, что проблема оздоравливания, воспитания и развития – кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени - дошкольный период.

В работе по развитию личности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны участвовать, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, ДОУ, где ребенок проводит большую часть активного времени. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.

Исходя из цели дошкольного учреждения, были сформулированы задачи таким образом:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительные и партнёрские отношения с родителями.

3. Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы.

Для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья для нас не должна выступать как объект воздействия. Мы объясняем родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

В основе реализации данных направлений детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников была разработана модель взаимодействия педагога с родителями. В модели выделено шесть основных этапов, в которых перечислены конкретные мероприятия на учебный год. Содержание их меняется ежегодно.

Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, сделала вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье:

1. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие.

2. Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.

3. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Исходя из этого, детский сад, на фоне углубляющегося кризиса семейных отношений, рассматривается «оазисом» покоя и эмоциональной передышки.

Для эффективного взаимодействия с семьей мы первоначально изучаем её. На мой взгляд, важным моментом остается первое впечатление, которое не всегда может соответствовать ожидаемым результатам.

Родитель пришел к нам со своей точкой зрения. Мы её не ломаем и не навязываем свою, а используем методом убеждения, сравнения, показа, рассказа, заинтересованности, привлечения, а уже затем убеждения.

Главным местом встречи с родителями стараюсь выбрать приёмную комнату.

Основные принципы, которых стараюсь придерживаться в работе с родителями:

• Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.

• Гибкость, подвижность образовательной стратегии.

• Способность к оказанию психологической поддержки.

• Ориентация на стимулирование самообразования родителей.

• Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.

• Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме.

• Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.

• Искренне желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.

• Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.

Для выстраивания дальнейшей работы провожу анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем и планируем свою работу с ними.

Цель совместных мероприятий – сотрудничество с семьей и обогащение социального опыта детей.

Педагогические разработки по теме «Досуг – как средство формирования ЗОЖ» несут первоначальные установки на здоровый образ жизни, развитие творческих способностей детей. В дошкольном возрасте лучше всего это донести через игру, сказку, развлечения, досуг совместно с родителями.

Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение.

Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется – «образ семьи».

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.

Литература

1. Здоровый малыш: программа оздоравливания детей в ДОУ/ Под ред. З. И. Берсеневой. -М.:ТЦ «Сфера», 2003 (серия «Библиотека руководителя ДОУ»). – 209с.

2. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. – Спб.: ИК «Комплит», 1997. – 86с.

3. Козлова Л. В., Демеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты, лекции, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2004 (серия «Библиотека руководителя ДОУ».). – 145с.

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Клуб для родителей «Родительская академия». Плодотворное общение между педагогами и родителями в ДОУ.Клуб для родителей «Родительская академия». Плодотворное общение между педагогами и родителями в ДОУ. Клуб для родителей «Родительская академия».Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей
Опубликовано: 25 октября 2013 в 16:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...