Лучший педагог года

Взаимодействие с семьей через проектную деятельность

Анна Саввинова
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на:

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи.

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Публикация «Взаимодействие с семьей через проектную деятельность» размещена в разделах

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов.

Семья и детский сад — два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным. Мы стали задаваться вопросами: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействии через проектную деятельность. Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Цель: Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в процессе проектной деятельности.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;

Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если:

- разработать модель взаимодействия детского сада и семьи, основанную на идее единства воспитательного воздействия;

- реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

- использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи. Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Наша работа началась с проведения анкетирования на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видит необходимости в этом, а 10% вообще не дали ответ.

Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое: С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Наглядно – информационное: Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации: При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместные мероприятия через проектную деятельность. В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность.

Был организован проект «Моя семья». Где дети совместно с родителями рисовали древо своей семьи, рассказывали о семейных традициях и увлечениях. В результате этого проекта все родители создали совместно с педагогами портфолио своего ребенка, которая будет пополняться с каждым годом всей жизни ребенка. Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.

К Дню космонавтики была организована выставка работ детей совместно с родителями и педагогами «Космические просторы».

В рамках проекта «Я, ты, он, она - вместе целая страна», приуроченного к Дню Единства народов была организована выставка рукотворных кукол разных национальностей, созданных нашими родителями.

Традиционный проект «Байанай» стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем каждый год. Родителями изготавливаются папки-передвижки, проводятся совместные выставки рисунков. Мальчики со своими отцами, дедушками, братьями соревновались в конкурсе «Булт абылана».

Для сохранения национальной самобытной культуры и традиций народа саха был разработан долгосрочный проект «Мини-музей» где экспозиции с каждым годом пополняются силами родителей.

В рамках долгосрочного проекта «Спортивная семья» проводятся различные спортивные досуги, эстафеты с участием родителей. В результате родители со своими детьми становятся активными участниками спортивных мероприятий школы, села, района.

В рамках проекта «Улусы РС (Я)» родители совместно с детьми провели исследовательскую работу, в результате которого сделали презентацию своей работы.

«Новогодняя суета» самый популярный проект, в котором и дети, и родители активно участвуют, проявляют творческие успехи. В результате этих совместных работ дети стали участниками Всероссийского творческого конкурса «Самая красивая ёлочка», получили дипломы лауреатов 1,2,3 степени. Родители активно участвуют в новогодних праздниках.

С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей, которая строится на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

После проведения работы по взаимодействии с родителями через проектную деятельность, мы попросили родителей ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% не видит необходимости в этом.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

В конце работы было решено проведение мониторинга удовлетворенности родителей проведенной работы, полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Итоги работы закончим рекомендациями во взаимодействии с родителями через проектную деятельность :

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность.Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность. (Из опыта работы Бедрик Е. В. на базе МБДОУ №3 Теремок, с. Сандата.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС через проектную деятельность План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС.

Тематическая педагогическая викторина «Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей» План сценарий Тематическая педагогическая викторина «Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей» Начиная нашу консультацию.

Работа с родителями через проектную деятельность муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Творческий проект «Рождественские святки». Решение задач по музыкальному воспитанию через проектную деятельность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Проблемы окружающей среды для нас не новы, они прежние: вырубаются леса, высыхают реки, загрязняется воздух, которым мы дышим. Никто специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей через проектную деятельность
Опубликовано: 24 марта 2017 в 08:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД