Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей средней группы с матрёшкой

Валентина Приладных
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей средней группы с матрёшкой

«Взаимосвязь декоративно — прикладного искусства и музыкально — поэтического творчества русского народа».

Цель: знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; учить видеть красоту и самобытность; развивать эмоционально – эстетические чувства, вкусы, суждения; вызвать желание создавать красоту своими руками. Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.

Материалы для занятия: Силуэты матрёшек, круг диаметром 1,5см, цветные овалы 2 Х 3 см, клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка, поднос

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте ребята и дорогие гости! Ребята! Сегодня утром одна девочка младшего возраста меня спросила: «Валентина Павловна, а что такое добро?». Я задумалась, но не смогла сразу ответить на этот вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы ребята знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок и он полон добра. Как вы думаете, детки, что в нём? (предположения детей).

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывает, воспитатель загадывает загадку).

Они и летом и зимой

Любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки-

И пойдут плясать … (матрёшки).

А хотите заглянуть? (воспитатель открывает сундучок). Ой, ребята, а кто здесь? Правильно. Это матрёшки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Впервые разъёмную игрушку – куклу придумали мастера в Японии. Это добрый старый японский мудрец Фукурума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка.

Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме – сарафане, переднике, платочке, - круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке держала петуха, а внутри устроились старшие дочки – помощники - в фартучке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрёшкой? (Предположения детей).

Воспитатель. Ребята! Одна матрёшка, спрятанная в другую, отражает идею рождения. И если проведём аналогию между словами матрёшка - мать - родительница – род – родина – Россия.

А для чего этих матрёшек сделали? (Предположения детей).

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые и дети. Только добрые, умелые и весёлые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

Игра «Дуйте в дудки, бейте в ложки в гости к нам пришла матрешка». Вы, ребята, поспешите и немного попляшите. Закончит музыка играть – матрёшку нужно быстро взять.

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрёшек. Но ведь дерево светлое, а матрёшки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается? Вот Полхов – майданские матрёшки самые яркие, весёлые.

Узор – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника.

Давайте, ребята, ещё раз полюбуемся матрёшками. Возьмите матрёшек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Поплясали, поиграли и немножечко устали

Будем, дети отдыхать и матрёшек наряжать

Очень любим мы, матрёшки разноцветные одежки

Сами ткём и прядём. Сами в гости к вам придём.

Давайте украсим матрёшек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите. (Дети вырезают и приклеивают узоры на матрёшках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины).

Посмотрите, как много ярких, красивых матрёшек появилось у нас.

Кукла – матрёшка – это заботливая, добрая, надёжная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку - матрёшку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле.

Вы матрёшечек возьмите, на ладошку посадите

Хорошенько посмотрите и стишок ей сочините

Ребёнок. Подарили мне матрёшку. Допустила я оплошку –

Разломила пополам: интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка, улыбается немножко

Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать.

Ребёнок. Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах нас весь мир молва идёт.

Воспитатель. Ой, да мы матрёшки, неуклюжие немножко!

Вот матрёшки встали в ряд, что- то вам сказать хотят.

(Матрёшки исполняют песню – танец «Мы весёлые матрёшки»).

Воспитатель. А почему игрушку называют народной? И вот теперь ваши матрёшки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Сюрпризный момент.

Любят маленькие детки всевозможные конфетки

Кто грызёт, а кто глотает, кто за щёчкою катает.

Публикации по теме:

НОД по реализации ОО «Художественное творчество» в средней группе «Русские умельцы» НОД «Художественное творчество» в средней группе «Русские умельцы». Автор: Шишенина Аурика Анатольевна воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 131.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Цель: знакомить детей с декоративно - прикладным искусством русского народа - деревянной матрёшкой; учить видеть красоту, самобытность,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Прописи
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей средней группы с матрёшкой
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 11:15
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Белоснежная лилия на зелёном листке»
Детский мастер-класс "Белоснежная лилия на зелёном листке" Добрый день, дорогие друзья и гости моей странички. На занятии "Пусть миром правит лишь...
«Это Масленица идёт — блины да мёд несёт!» Элементы украшения к празднику. Мастер-класс
В конце зимы многие россияне отмечают старинный, отдающий теплотой и уютом семейного очага, праздник. Это праздник Масленица - праздник проводов зимы и...
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Праздник «Приключения в стране Светофории».
Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофоре. Задачи: Довести до сознания детей, к чему может привести...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...