Взаимосвязь творческой работы детей и речевого развития

Елена Смирнова
Взаимосвязь творческой работы детей и речевого развития

В последние годы наблюдается резкое снижение речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. 70% детей рождаются с различными перинатальными поражениями головного мозга – центрального органа речевой функции. Такие отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребёнка, его речь страдает в первую очередь.

Ещё одной причиной снижения уровня развития речи является пассивность и неосведомлённость взрослых в вопросах речевого развития. Участие взрослых в речевом развитии детей играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием взрослых. Оно благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, живёт в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

Для развития связной, выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.

Освоение родного языка является важнейшим достижением дошкольника. В методике обучения родному языку в ДОУ приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс. Педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Речь детей формируется и в различных видах деятельности: играх, общении со сверстниками, в художественном творчестве. Особое внимание во время общения, уделяется мелким движениям руки. Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют одну физиологическую основу.

На развитие движений рук, пальцев сильное влияние оказывает лепка. И тем самым занятие лепкой влияет на развитие речи. Значение овладения детьми элементами художественного творчества велико.

Деятельность с пластилином, глиной - это не только сенсорно – двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует проявлению умственной и речевой активности. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или взрослым. Занятие творчеством – особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной речи, способствует расширению активного и пассивного словаря.

Лепка своеобразна тем, что с её помощью можно передать форму предмета в трёхмерном измерении. Предметы и игрушки, сделанные своими руками дети с удовольствием используют в своих играх.

Занимаясь лепкой, дети получают много знаний о предметах, что способствует развитию памяти.

Усваивая технику лепки, ребёнок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность). Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть различными видами учебной, трудовой деятельности.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.

Публикации по теме:

Долгосрочный исследовательско творческий проект по развитию речи «Любимые сказки» 1. Проблема, стоящая в воспитательно - образовательном процессе. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.

Долгосрочный исследовательско-творческий проект по развитию речи «Любимые сказки» 1. Проблема, стоящая в воспитательно - образовательном процессе. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Взаимосвязь творческой работы детей и речевого развития
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 21:33
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Вторая жизнь ненужных вещей» приуроченная к году экологии в России. Часть I
Российская Федерация является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация, несмотря на некоторые принимаемые...
Чудеса природы или конструирование из веточек (фотоотчет)
Чудеса природы или конструирование из веточек ( фотоотчет) Природа – это необыкновенный мир, который дарит нам вечную красоту жизни. Каждая травинка,...
Дидактическая игра «Лови — назови».
Тема: Дидактическая игра «Лови – назови». Цель: Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. Задачи: Закрепить знания о...
Символ 2017 года — Петух. Открытка в технике аппликация из бумаги
Есть красивая легенда о петухе и павлине. В ней рассказывается, как обманным путём павлин завладел красивым нарядом петуха, отдав ему взамен свой....
Консультация для воспитателей. Нетрадиционная техника рисования «Эбру»
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно. Необычные материалы и...