«Взрослеть — значит думать о других». Воспитание патриотизма у детей в условиях детского дома

Ольга Козырева
«Взрослеть — значит думать о других». Воспитание патриотизма у детей в условиях детского дома

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Воспитательная работа в детском доме включает в себя несколько направлений, в том числе работу по патриотическому воспитанию. Дети детского дома недостаточно привязаны к своей семье, так как опыт проживания дома у них был неудачным. Некоторые дети не знают своих родителей и не жили в семье. Поэтому у ребят не сформированы родственные чувства, уважительное отношение к бабушкам и дедушкам. Часто дети не знают даты и места своего рождения, и соответственно не интересуются историей своего рода, традициями, обычаями. Они не привязаны к своей Родине, не чувствуют за неё ответственности, равнодушны к событиям, происходящим вокруг них.

В настоящее время существует множество различных мнений по поводу истории страны, службы в армии, политики. Наши дети не знают, как к этому относиться, поэтому их эта тема не интересует. Значит, наша работа заключается в том, чтобы научить ребенка выбрать правильное мнение, чувствовать ответственность за свой выбор и за других.

У детей необходимо воспитывать уважение к родителям, какими бы они ни были, старшему поколению, взрослым и детям, к своему городу. Каждый ребенок детского дома должен знать свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в дальнейшей жизни, быть заинтересован в продолжении своего рода, быть толерантным.

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И не только гламурный стиль моды, идеи интерьера, заброшенное хобби, литературные пристрастия возвращаются к нам из далёкого и не очень прошлого. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость, жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество.

Современная экономическая и социальная обстановка привела к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных конфликтов. А они в свою очередь провоцируют поиск виноватых, другого слоя общества, другого города, улицы, школы. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности. Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие и др. Нынешние дети растеряны, ибо не могут найти ответы на все противоречивые вопросы, возникающие в ходе истории. Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты и даты истории, со своими внутренними потребностями, потребности в личном подвиге, в сознании своей роли в развитии государства.

Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера. Только любовь к своей Родине, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

Согласно выше изложенному, я предлагаю следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма у детей:

• Военно-патриотическое – формирование патриотического сознания, воспитание чувства гордости за Родину, уважение к истории, престиж военных профессий

(космонавт, пограничник, пожарный и др.)

• Героико-патриотическое – изучение знаменательных дат, сохранение памяти о подвигах.

• Национально-патриотическое – чувство любви к своей малой родине, краеведение, уважительное отношение к национальным традициям.

• Гражданско-патриотическое – формирование правовой культуры, сознания долга перед семьей, народом, Родиной.

• Спортивно – физическое развитие детей.

По итогам деятельности за прошлый год, можно отметить, что дети с желанием включились в работу, активно принимают участие в предложенных мероприятиях, проявляют заинтересованность. Свою работу мы начали с изучения города, так как дети живут здесь продолжительное время. Соответственно они с уважением гордостью будут относиться к людям, традициям, истории.

Мы ходили с экскурсиями по памятным местам, знакомились с происхождением города, посещали городские мероприятия: «Масленицу», митинг возле памятника летчику С. Сафронову, митинг, посвященный Дню Победы. Было проведено познавательное мероприятие и конкурс рисунков, посвященных 70-летию Сталинградской битвы, изготовлены поздравительные открытки ко дню защитника Отечества и Международному женскому дню, участие. Мы организовали акцию «Поздравь ветерана», участвовали в областной акции «Белый цветок» и др.

Я считаю, что только любовь к Родине, осмысление истории, проявление уважения к предкам поможет вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина. Работу по патриотическому воспитанию необходимо продолжать и далее добиваться решения поставленных цели и задач.

ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

Формирование патриотического сознания и гражданского поведения детей и подростков, развитие гражданского и патриотического становления.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитание чести, доброты, уважение к женщине и старости, готовности защитить слабого, способности преодолевать трудности.

2. Изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдений, ознакомления в поездках, экскурсиях.

3. Развитие у детей гражданственности, толерантности.

4. Способствовать физическому развитию детей, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.

5. Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества, воинскому долгу, дисциплинированности.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Развитое чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

2. Личность свободная, способная к самоопределению в мире культуры с высоким уровнем гражданского самосознания, самоуважения, самодисциплины.

3. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей детей.

4. Сформированность таких качеств как патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю.

5. Выработка устойчивого интереса к здоровому, активному образу жизни, физическое развитие детей

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЛОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ.

• МЫ – ГРАЖДАНЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ!

Цель: Знакомство со столицей России, государственными символами России, воспитание любви к Родине.

• СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!

Цель: Знакомство с историей страны, развитие чувства уважения к истории страны, пополнение словарного запаса, воспитание любви к Отечеству.

• И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ЗНАЮТ, И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ СКОРБЯТ.

Цель: Изучение истории Великой Отечественной войны и победы советского народа над фашизмом, воспитание уважения к подвигу советских солдат; развитие чувства уважения умения принимать пожилых людей, понимать их, ценить их заслуги; формирование исторической памяти.

• ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА.

Цель: Знакомство с традициями народа, историей и традициями города; привитие культур и духовных ценностей; укрепление традиций семейного воспитания.

• ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ.

Цель: Воспитание у детей уважительного отношения к природе родного края, развитие стремления к активному образу жизни посредством походов, поездок, экскурсий.

Примерный план мероприятий по программе:

СЕНТЯБРЬ:

1. На российских просторах (рассказ)

2. Загадки с Бородинского поля (конкурс)

3. Животный мир России (разгадывание кроссворда)

4. Гимн России (разучивание)

ОКТЯБРЬ:

1. Ратное дело (рассказ)

2. Духовные богатства России (беседа)

3. Наша наука и техника (разгадывание заданий)

4. Россия спортивная (соревнование)

НОЯБРЬ:

1. Российские столицы (познавательное занятие)

2. На Руси (демонстрация)

3. Русская кухня (представление)

4. Азбука маленького россиянина (игра)

ДЕКАБРЬ:

1. Пословицы о России (игровая программа)

2. Викторина «Загадочная Россия».

3. Российские рекорды (обсуждение)

4. Вехи русской истории (беседа)

ЯНВАРЬ:

1. Загадки, загаданными русскими пословицами.

2. Стихи о знаменитых россиянах.

3. Российская экономика (диспут)

4. Шутить по-русски (игровая программа)

ФЕВРАЛЬ:

1. Впереди планеты всей (викторина)

2. Географические каламбуры (игра)

3. Игровые задания, посвященные дню защитника Отечества.

4. Стихи о родной природе (работа с книгой)

МАРТ:

1. Игровые задания, посвящённые 8-му марта.

2. загадки об истории (конкурс)

3. Викторина «Государство российское».

4. Города России в стихах (работа с книгой)

АПРЕЛЬ:

1. Подвиг космонавтов (рассказ)

2. Шарады (игровая программа)

3. Российская экономика (обсуждение)

4. Впервые в России (викторина)

МАЙ:

1. Праздник весны и труда (участие в празднике)

2. День победы (участие в митинге)

3. Герои России (викторина)

4. Стихи о войне и мире (работа с книгой)

Библиографический список

1. Воронова Е. А. Воспитать патриота. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2008.

2. Ди Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

3. Дик Н. Ф. Воспитываем личность. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

4. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М., ИЦ Академия, 20

5. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников.

М. Айрис Пресс, 2005.

6. Худенко Е. Д. Гаврильева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в детском доме. М.: АРКТИ, 2006.

7. Шнекердоф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. М.: 1997.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
«Взрослеть — значит думать о других». Воспитание патриотизма у детей в условиях детского дома
Опубликовано: 7 октября 2013 в 17:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...