Экологическое образование младших дошкольников в условиях реализации программы «Развитие». Из опыта работы

Захарова Татьяна Валериевна
Экологическое образование младших дошкольников в условиях реализации программы «Развитие». Из опыта работы

СЛАЙД № 1.

«Инновационные аспекты экологического воспитания детей» Зональная конференция педагогов дошкольных учреждений

Экологическое образование младших дошкольников в условиях реализации программы «Развитие».

СЛАЙД № 2. Влияние природы на развитие ребёнка огромно. С удивительным, бесконечным и постоянно меняющимся миром природы он начинает знакомиться с первых лет жизни. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Приобщаясь к нему, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности.

СЛАЙД № 3[/b]. Программа «Развитие» предлагает два аспекта ознакомления детей с природой: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребёнка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому; образовательный - в обогащении детских представлений о мире природы и развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений. В процессе познания у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобрести новые знания о природе. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.

СЛАЙД № 4. По данной программе занятия по ознакомлению с природой планируются со средней группы. Они проводятся 1 раз в две недели, длительностью 20-25 минут каждое. Все занятия проводятся по подгруппам, что даёт возможность установить более тесное общение воспитателя с детьми, учесть их индивидуальные особенности.

СЛАЙД № 5. Программа включает в себя пять разделов. Первый направлен на развитие представлений о смене времен года. Здесь уточняются представления детей о характерных особенностях каждого сезона и формируется представление о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону. Остальные четыре раздела соответствуют четырём временам года: осень, зима, весна, лето.

СЛАЙД № 6. На занятиях уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. Учебный материал даётся в соответствии с временем года. На протяжении всего обучения ведётся своеобразный календарь природы - круговая диаграмма, моделирующая смену времен года. На сектора диаграммы наносятся знаки, отображающие те или иные явления данного сезона. Таким образом, дети могут наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому. Ознакомление с диаграммой начинается с первого занятия и проходит на протяжении всех 20 занятий.

СЛАЙД № 7. Диаграмма - это круг, в котором живут времена года. Он разделён на четыре части, каждая часть имеет свой цвет, как и время года: осень - жёлтый; зима - белый; весна - красный; лето - зелёный цвет.

СЛАЙД № 8. На протяжении всех занятий дети с помощью условных знаков заполняют диаграмму в зависимости от времени года. Условные знаки на каждый сезон года разные, что даёт возможность детям наблюдать и находить отличия между временами года. Для осени используем такие условные знаки: пасмурная погода, день короче, дождь, лужи, листопад, пожелтение травы, дары осени (овощи, фрукты, грибы, семена, спячка зверей, у животных тёплый пушистый мех, заготовка запасов на зиму, отлёт птиц. А для весны условные знаки уже другие: солнце светит ярче; день равен ночи; день длиннее ночи; капель; ручьи; трава; набухание почек; первоцветы; пробуждение зверей; появление насекомых; у зверей лёгкий, короткий мех; прилёт птиц; выведение птенцов; зацветание деревьев; гроза; град.

СЛАЙД № 9. Дети пятого года жизни могут прослеживать некоторые причинно-следственные зависимости, их интересуют структура и свойства различных объектов. На первое место выступает задача развития познавательных и творческих способностей через овладение действием замещения, а затем построение и использование простейших пространственно-временных моделей. Знакомство с неживой природой происходит как в ходе наблюдений за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с такими объектами, как вода, воздух, магнит, свет. Дети узнают о свойствах этих объектов, делают выводы из результатов наблюдений о причинах того или иного явления, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека. Углубляется знакомство с временем суток, временами года, изменениями во времени, происходящими с людьми, растениями и животными, с помощью взрослого устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

СЛАЙД № 10. Ознакомление детей с природой проходит и вне занятий в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях, во время работы на участке детского сада. В ходе беседы или наблюдения знакомим детей с названиями деревьев, кустарников, цветов, их внешним видом в зависимости от времени года, способами ухода за ними. Также на участке осуществляем наблюдение за птицами и насекомыми.

СЛАЙД № 11. В уголке природы дети знакомятся с комнатными растениями: их названиями, внешним видом, способами ухода за ними. Для закрепления знаний детей о природе используем и чтение литературы. СЛАЙД № 12. Художественная литература даёт ребёнку не только какие-либо новые сведения о тех или иных явлениях природы, но и создаёт определённое настроение, помогает проникнуться этим настроением и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные вещи.

СЛАЙД № 13. В конце учебного года проводим диагностику по данному разделу программы. Она включает в себя четыре направления:

1. Выявление уровня развития у детей представлений об окружающем мире и о себе.

2. Оценка уровня освоения детьми различных форм приобретения опыта.

3. Определение их познавательной активности.

4. Выявление уровня развития интеллектуальных и творческих способностей.

Оценка проходит по 3 уровням: низкий, средний, высокий.

СЛАЙД № 14. Познавая природу и её законы, ребёнок начинает сознательнее относиться к ней.

СЛАЙД № 15. Целенаправленная работа по ознакомлению с природой в детском саду воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который в дальнейшем будет осознано,

СЛАЙД № 16. заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Автор публикации:
Экологическое образование младших дошкольников в условиях реализации программы «Развитие». Из опыта работы
Опубликовано: 28 марта 2013 в 20:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....