Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

Надежда Белова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего отношения к природе, произойдут необратимые последствия. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит, если сами взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и показывают дошкольнику прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Ребенок стремится познать мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему, Зачем, практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Опыты привлекают детей своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Дети получают сведения о различных природных явлениях, происходящих на земле, в воде и воздухе, о процессах в живой и неживой природе.

Исследовательская деятельность дошкольника является базой умственного, физического, психического, эстетического воспитания, в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. И мы стремимся воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Но нашим детям зачастую не хватает знаний и понимания того или иного явления, происходящего в природе. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали в гармонии. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, с богатым багажом о «живой» и «неживой» природе.

Для решения этой проблемы необходимо организовать в детском саду специальную работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. А наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод- он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности. А так как дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, то данную проблему можно решать через организацию опытов и наблюдений за «живой» и «неживой» природой.

Важно, чтобы дети умели размышлять, формулировать и описывать, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Большое внимание стоит уделить экскурсии в природу, знакомству с живой и неживой природой. Организуя наблюдение, стоит обеспечить активность, осмысленность, восприятие. Чтобы добиться этого, необходимо формировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете и явлении, пробуждать интерес к объекту наблюдения.

Деятельность эта неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка. Например, исследуя объекты живой природы: почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики)- цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все надо было понюхать, потрогать, попробовать на вкус.

Необходимо систематически проводить занятия с детьми по всем блокам, которые включают ряд тем. При ознакомлении с тем или иным предметом и явлением по возможности организовывать опыты на наблюдениях, где дети принимают непосредственное участие и предоставить дидактические игры: например, «Живая и не

живая природа», «Загадки о животных», «Звук, свет, вода», «Земля и ее жители»;

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что познавательно- исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанного, гуманного отношения к природе при соблюдении определенных педагогических условий :

- экологизация развивающей предметной среды детского сада;

- организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений, природоохранной (зимняя подкормка птиц, коммуникативной деятельности (эмоционально- доброжелательного взаимодействия с живыми существами).

- регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий.

Проблема гуманного отношения к природе должна решаться многогранно, при этом необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников «Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада «Эстетическое творчество не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества. Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Патриотическое воспитание детей в условиях взаимодействия детского сада с социумом Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёйСамое существенное в воспитании нравственных.

Экологическое воспитание в условиях ДОУ И. П. Анистратенко Высшая категория Воспитатель г. Майкоп МБДОУ № 36 «Экологическое воспитание в условиях ДОУ» Экологическое воспитание.

Экологическое воспитание дошкольников Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с экологией. Экологическая культура, как качество личности, должна формироваться в процессе.

Экологическое воспитание дошкольников.Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей – является одной из самых актуальных проблем в нашем мире. Человек контактирует с природой с самого детства.

Экологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского садаЭкологическое воспитание дошкольников. Проект по благоустройству и озеленению территории детского сада Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 19 января 2018 в 22:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД