Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

Надежда Белова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего отношения к природе, произойдут необратимые последствия. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит, если сами взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и показывают дошкольнику прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Ребенок стремится познать мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему, Зачем, практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Опыты привлекают детей своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Дети получают сведения о различных природных явлениях, происходящих на земле, в воде и воздухе, о процессах в живой и неживой природе.

Исследовательская деятельность дошкольника является базой умственного, физического, психического, эстетического воспитания, в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. И мы стремимся воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Но нашим детям зачастую не хватает знаний и понимания того или иного явления, происходящего в природе. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали в гармонии. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, с богатым багажом о «живой» и «неживой» природе.

Для решения этой проблемы необходимо организовать в детском саду специальную работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. А наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод- он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности. А так как дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, то данную проблему можно решать через организацию опытов и наблюдений за «живой» и «неживой» природой.

Важно, чтобы дети умели размышлять, формулировать и описывать, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Большое внимание стоит уделить экскурсии в природу, знакомству с живой и неживой природой. Организуя наблюдение, стоит обеспечить активность, осмысленность, восприятие. Чтобы добиться этого, необходимо формировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете и явлении, пробуждать интерес к объекту наблюдения.

Деятельность эта неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка. Например, исследуя объекты живой природы: почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики)- цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все надо было понюхать, потрогать, попробовать на вкус.

Необходимо систематически проводить занятия с детьми по всем блокам, которые включают ряд тем. При ознакомлении с тем или иным предметом и явлением по возможности организовывать опыты на наблюдениях, где дети принимают непосредственное участие и предоставить дидактические игры: например, «Живая и не

живая природа», «Загадки о животных», «Звук, свет, вода», «Земля и ее жители»;

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что познавательно- исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанного, гуманного отношения к природе при соблюдении определенных педагогических условий:

- экологизация развивающей предметной среды детского сада;

- организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений, природоохранной (зимняя подкормка птиц, коммуникативной деятельности (эмоционально- доброжелательного взаимодействия с живыми существами).

- регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий.

Проблема гуманного отношения к природе должна решаться многогранно, при этом необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников «Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Музыкально-эстетическое воспитание старших дошкольников в условиях детского сада «Эстетическое творчество не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества. Уроки поэзии, музыки, рисования как изолированные.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 19 января 2018 в 22:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в лес» (3–4 года)
Цель: создать благоприятные условия для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции. Задачи: 1. закреплять умение различать количество...
Зимнее кружево Мастер-класс по изготовлению коллективной работы с использованием...
Зимняя красавица. Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой...
Праздник «Веселая масленица» и фотоотчет праздника
Такой замечательный праздник как «Масленица» ежегодно проводится в нашем детском саду №11 г. Донецка «Березка» и стал уже традиционным и любимым для наших...
Ах, какие валенки! развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Зимушка – Зима, Хозяйка Галина, Дед Всевед, вокальный ансамбль мам. Дети : артисты в народных костюмах...
Экологическая акция «Поможем нашим друзьям»
Цель акции: формирование основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста; уточнить знания детей о перелётных и зимующих птицах нашего края....