«Экологическое воспитание в детском саду»

Светлана Светалкина
«Экологическое воспитание в детском саду»

Вся природа вокруг нас,

как из кубиков, сложена

из удивления и загадок.

Н. Сладков

Уважаемые воспитатели!

Мы должны открыть дошкольникам удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес.

Деревья, цветы, кустарники - это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением.

Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашими действиями,

словом, отношению. И вот уже сорванные охапки «солнышкиных детей»

одуванчиков и ромашек – беспомощно увядают на лужайке за ненадобностью…

А ведь «Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или, на оборот, возмущение. Продленное искусство воспитателя состоит в том, ребенок видел мир сердцем».

В этих словах В. А. Сухомлинского заключена самая главная задача в развитии личности ребенка- это воспитание его души, воспитание человечности.

И никого не надо убеждать в том, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запаха первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат,- вряд ли такому человеку в дальнейшей жизни станут доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величия природы.

Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновения в тайны окружающего мира.

Главной целью умного воспитателя является воспитание основ нового экологического мышления ребёнка-дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам.

В дошкольном детстве важно помочь ребенку открыть тайны зеленого мира, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, привить ему ответственность за все живое вокруг.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными.

Задачи воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относится к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Особое внимание следует уделять принципу многообразного предъявления ребенку одного и того же природного объекта,но с обязательным элементом новизны либо в содержании учебного материала, либо в способах решения познавательных задач или же в формах детской деятельности. Такое «погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслять его причинно-следственные зависимости и с вашей помощью, уважаемые родители, выделять еще не разгаданные тайны исследуемого живого объекта.

Морфологическая характеристика конкретного представителя растительного мира послужит для вас отправной точкой, позволяющий вам выбрать по своему усмотрению необходимый объем познавательной информации и проявить собственное творчество. Возможность почувствовать свою сопричастность к зеленому миру, ощутить радость или грусть при общении с ним, сделать настоящее открытие, что удивительное действительное находится рядом, только нужно научиться замечать его,- все это дают разнообразные виды прогулок, игр- занятий в природе, экологические сказки, исследовательская деятельность ребенка в развивающих играх.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно -образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Циклические наблюдения в природе являются непосредственным фундаментом для закладывания основ экологического мышления дошкольника. Непосредственный контакт ребенка с беззащитными жителями зеленой страны, их эмоционально- чувственное познание, оказание нуждающемуся пусть небольшой, но действительной помощи, эмоциональная и пластическая идентификация себя с природным существом, использование художественного слова с фиксированным экологическим содержанием - все это поможет вам, воспитатели, развивать в детях эмоциональное воображение, являющееся могучим средством против душевной глухоты и агрессии ребенка по отношению к любому живому существу.

Однако основным методом ознакомления детей с природой является наблюдения, организуемые воспитателем на занятиях и в повседневной жизни.

Более действенный метод ознакомления с природой - труд детей по уходу за растениями и животными.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудом дошкольников в природе, воспитатели детского сада должны пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этом виде труда, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организацией труда дошкольников.

Использование вами уважаемые воспитатели, разнообразных форм, способов деятельности с детьми позволит развить в них ценностное отношение к миру живой природы, ощутить себя его творцами и созидателями, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в этом мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев.»

Публикации по теме:

Лето красное — пора прекрасная.Лето красное — пора прекрасная. Здравствуй, лето, здравствуй лето! Много красок, много света, Много дивного тепла Нам природа принесла! Вот прекрасная пора! Любит лето.

Наш зимний садНаш зимний сад Экологическое воспитание дошкольников - один из важных компонентов в обучении и воспитании детей. В нашем детском саду бучение дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Искусство
  • Игрушки
Автор публикации:
«Экологическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 16:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...