Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников

Наталья Живулько
Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Началом формирования экологической культуры личности по праву считается дошкольное детство, т. к. именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой на всю жизнь, остаются в памяти человека.

Возможно уже не столь новая, но по прежнему интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе.

Цель создания экотропы: активизация деятельности по благоустройству территории дошкольного учреждения, проведение наблюдений и практических занятий с детьми по ознакомлению с природой.

Задачи:

• Помочь детям понять, что в природе все взаимосвязано, раскрыть необходимость и целесообразность природных связей, умение использовать природу разумно и бережно;

• Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе);

• Формировать практические умения дошкольников по уходу за растениями, прививать любовь к природе.

Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми 2 - 7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

Создание тропы мы начинали с разработки схемы-маршрута и планирования экологических объектов. Нами были выделены те места, которые содержат интересные природные объекты, существующие и созданные на территории детского сада.

Объектами нашей тропы стали: деревья, кустарники, лекарственные растения, специально высаженные на участке, альпийская горка, клумбы с различными видами цветов, овощной огород с грядками и парником. Места, посещаемые птицами, мы оснастили кормушками и скворечниками. Отдельно выделили березовую мини-аллею.

Около каждого объекта экотропы разместили знаки, обозначающие название данного объекта. Дети участвовали в разработке и изготовлении знаков в процессе реализации проекта «Экологические знаки».

Количество объектов (остановок) экотропы - 10.

Остановка № 1 «Клумба с многолетними цветами».

Остановка № 2 «Клумба с однолетними цветами».

Остановка № 3 «Альпийская горка».

Здесь мы знакомим детей с отличительными особенностями произрастания разных видов цветов, их зависимости от количества света, тепла, влаги и т. д. способах посадки, взращивания, ухода за ними. Прививаем любовь к труду, раскрывая его необходимость и целесообразность.

Остановка №4 «Аптекарский огород». Здесь мы выделили участок для посадки лекарственных растений. Знакомили детей с лечебными свойствами таких растений, как мята, чабрец, шалфей, способами приготовления полезных отваров и чаев.

Остановка №5 «Сиреневый куст».

Остановка №6 «Яблоня».

Остановка №7 «Мини-аллея берез».

На данных объектах выделяли отличительные особенности кустарников и деревьев, знакомили детей с разнообразием деревьев и кустарников, способами ухода за ними. Здесь дети имели возможность наблюдать за происходящими изменениями с деревьями и кустарниками в разное время года.

Остановка № 8 «Птичья столовая». Подкармливая птиц, дети имеют возможность реально оказать им помощь в холодное время года, а летом и весной наслаждаться их щебетанием и пением. Кроме этого, на достаточно близком расстоянии ребята могут понаблюдать за их повадками, внешним видом и т. д.

Остановка № 9 «Ягодные кусты». Помимо полученных знаний о разнообразии кустарников, проводим работу с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (нельзя срывать и есть ягоды с незнакомых растений, ягодные кустарники могут быть не только съедобными, но и опасными для жизни).

Остановка №10 «Наш огород». В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений: картофеля, помидоров, свеклы, капусты, кабачков, лука. Выращенные овощи идут на приготовление различных блюд, и дети могут в полной мере оценить результаты своего труда.

Дети, как никто другой, нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот помогали сохранить свою душевность на всю жизнь.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Профессии и труд
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экотропа — как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2013 в 13:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...