«Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни» (для детей со сложной структурой дефекта)

Екатерина Сабынина
«Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни» (для детей со сложной структурой дефекта)

В настоящее время процесс социализации является предметом иссле-дования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, фило-софы, социологи, педагоги, социальные психологи рассматривают различ-ные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факто-ры социализации. Однако проблемы социализации умственно отсталых де-тей со сложной структурой дефекта в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Вопросы социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальны и в теоретическом, и в практическом отношении.

Большую роль в выработке у воспитанников умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы дети не только наблюдали те или иные объекты, но и обя-зательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные дей-ствия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, малоэффективны в работе с такими детьми.

Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет прово-дить наблюдения, а также и изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях. Экскурсия проводится вне класса, не имеет строгого разграничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса.

По месту в учебном процессе выделяют:

- вводные,

- текущие,

- обобщающие экскурсии.

По содержанию:

– предметные,

- комплексные.

По месту проведения:

- природоведческие,

- производственные,

- исторические,

- культурологические.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения. В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно - эстетическое отношение к действительности.

Для умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта экскур-сия является наиболее действенной формой усвоения социальных знаний и получения социального опыта. В ходе экскурсий воспитанники овладевают элементарными навыками диалогической речи, учатся употреблять слова речевого этикета. Только путем закрепления на практике имеющихся знаний, умений и навыков у детей вырабатываются необходимые нормы поведения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

В ГКУ ДДИ «Южное Бутово» я апробировала самостоятельно спроек-тированный воспитательный курс «Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни».

Расширение социальных связей умственно отсталого ребенка, прожи-вающего в условиях детского дома; формирование определенных представлений о конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей; формирование общепринятых норм поведения, навыков общения – такие задачи я поставила, реализуя программу указанного воспитательного курса.

Ведущее место в обучении социально – бытовой ориентировке умст-венно отсталых детей со сложной структурой дефекта по программе моего курса занимают практические и наглядные методы обучения. Словесные ме-тоды используются также, но играют значительно меньшую роль по сравне-нию с вышеназванными. Словесные методы сочетаются с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников. В процессе подготовительной работы, при проведении бесед используются иллюстративные пособия, кино- и фото- альбомы по темам экскурсий.

Занятия с детьми по бытовой ориентации организуются в форме экскурсий с обязательной пропедевтической подготовительной работой: беседами и практическими занятиями в детском доме. Именно при таком построении воспитательной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Центральная часть программы курса «Социально – бытовая ориенти-ровка» включает в себя следующие разделы: «Мой район», «Транспорт и правила уличного движения», «Магазины и предприятия службы быта», «Мир живой природы».

Согласно этой программе воспитанникам предлагаются следующие ви-ды экскурсий:

1. «Мой район»;

2. «Транспорт»;

3. «Поездка в автобусе, метро»;

4. «Посещение магазина»;

5. «Экскурсия в осенний парк. Мир растений»;

6. «Мир птиц и животных».

Экскурсия, являясь эффективным средством расширения опыта соци-альной жизни у умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта, осуществляется только при условии предварительной пропедевтической подготовки, включающей:

• разработку плана экскурсии и беседы с детьми;

• осуществления системы контроля за физическим и эмоциональным со-стоянием детей на момент проведения экскурсии;

• обязательного учета индивидуальных особенностей детей;

• установки эмоционального контакта педагога с ребенком.

Программа рассчитана на год: 24 часа, ежемесячно - 2 часа, где 1 час -подготовительная работа, 1 час - непосредственное проведение экскурсии.

Учебно-тематический план курса

Название темы Количество часов:

Форма проведе-ния

Воспитательный продукт

Все-го Под-го-товка Бесе-да Экскурсия

1. «Мой район»

1.1.«Мой район»

1.2. «Мой район»

2 ч.

2 ч.

30 м.

30м.

30 м.

30 м.

1 час

1 час Вводная

Комплекс-ная

Террито-риальная Умение ориенти-роваться в бли-жайшем окруже-нии (знание дороги от детского дома до метро, до ближайшей оста-новки автобуса).

2 «Транспорт и правила уличного движения»

2.1. «Транспорт».

2.2.«Поездка в авто-бусе, метро».

4 ч.

4 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч. Вводная

Комплекс-ная

Транспорт-ная Умение соблю-дать правила по-ведения в салоне наземного и под-земного транс-порта в сопрово-ждении взросло-го.

3 «Магазины и пред-приятия службы быта»

3.1.«Посещение ма-газина. Обзорное зна-комство»

3.2. «Посещение магазина. Покупка товара»

2 ч.

2 ч.

30 м.

30м.

30 м.

30 м.

1 час

1 час Вводная

Комплекс-ная

Культуро-логическая Умение ориентироваться в торговом зале магазина в со-провождении взрослого;

Умение с помощью сопровождающего взрослого совер-шать мелкие покупки.

Таким образом, в результате прохождения данного курса

ребенок должен понимать:

- требования сопровождающего в момент экскурсии;

- правила поведения во время экскурсии.

Ребенок должен уметь:

- ориентироваться в ближайшем окружении (знать дорогу от детского дома до метро, до ближайшей остановки автобуса);

- ориентироваться в торговом зале магазина в сопровождении взрос-лого;

- с помощью сопровождающего взрослого совершать мелкие покупки;

- соблюдать правила поведения в салоне наземного и подземного транспорта в сопровождении взрослого;

- ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними.

Воспитательный курс «Экскурсия как средство расширения опыта соци-альной жизни» позволяет определить и задачи индивидуально - коррекци-онной работы с умственно – отсталыми детьми со сложной структурой де-фекта.

Литература

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2005.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

4. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. – М.: АЙ-РИС дидактика, 2005.

Публикации по теме:

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Социализация детей через игру. Сообщение на методическом объединении Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Насекомые и пауки
  • Экология
Автор публикации:
«Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни» (для детей со сложной структурой дефекта)
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 18:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...