МААМ-картинки

«Экскурсия в Древнюю Русь». Конспект итоговой НОД для детей с речевыми нарушениями подготовительного к школе возраста.

Ирина Габрельян
«Экскурсия в Древнюю Русь». Конспект итоговой НОД для детей с речевыми нарушениями подготовительного к школе возраста.

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

учителя-логопеда МБДОУ № 251 города Ростова-на-Дону

Войтенко Марины Николаевны

с детьми старшей логопедической группы

ТЕМА: «ЭКСКУРСИЯ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ».

Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.

Задачи:

1. Коррекционные:

• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;

Публикация «„Экскурсия в Древнюю Русь“, Конспект итоговой НОД для детей с речевыми нарушениями подготовительного к школе возраста,» размещена в разделах

• развитие темпа, ритма, внимания и координации простых и сложных движений в сопровождении с речью;

• закрепление навыков плавной интонационно выразительной речи в процессе сопряженной и вопросно-ответной диалогической речи.

2. Оздоровительные:

• укрепление костно-мышечного аппарата;

• развитие дыхания;

• развитие моторных функций;

• формирование правильной осанки, походки и грации движений;

3. Образовательные:

уточнение словаря и грамматических категорий по темам: «Древняя Русь», «Лиственные деревья», «Дикие животные»;

• развитие интереса к русским народным сказкам, как лучшим образцам народного творчества;

• совершенствование самостоятельной фразовой речи.

4. Воспитательные:

• развитие коммуникативных навыков, самоорганизации и контроля;

• развитие произвольного внимания, памяти и логического мышления.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Логопед: Ребята, сегодня я пригласила вас для того, чтобы посетить с вами экскурсию под названием «Древняя Русь». Проходите, экспозиция ждет вас.

Мы в большой стране живем

Родиной ее зовем

Мы с рожденья ее знаем

Как ее мы называем?. (Россия)

А почему мы называем Россию «Родиной»?. (мы здесь родились, Россия нам родная).

А какая Россия еще?. (красивая, чудесная, большая).

В реках российских полно воды, значит, они (какие (полноводные)

Поля в России без края, значит, они (какие (бескрайние)

А леса такие, что и не пройти, значит, они (какие… (непроходимые)

Да, ребята, Россия наша

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не описать.

Раньше, в далекие древние времена, Россию называли немного иначе.

А как, ребята? (Русь). Правильно.

В старину здесь предки жили,

Русичами они были,

Землю-матушку все чтили

И ее они любили.

А еще русичей называли «славяне».

Ребята, а какими были русичи?. (смелыми, храбрыми, сильными, могучими)

А еще они любили трудиться, значит, они были какими?. (трудолюбивыми).

Каждый делом занимался

И никто не прохлаждался.

Что же делали наши предки?. (охотились, ловили рыбу, строили, рубили дома, защищались от врагов)

Упражнение «Назови профессию» и «Один - много»

А кто же землю пахал?. (пахарь - пахари).

А ткани кто ткал?. (ткачиха - ткачихи).

А орудия кто ковал?. (кузнец -кузнецы).

А посуду кто лепил? (гончар - гончары).

А ювелирные украшения кто изготавливал?. (ювелир - ювелиры).

А охотился кто? (охотник - охотники).

А торговал кто? (купец - купцы).

А от врагов защищал кто?. (дружинник - дружинники).

Да, ребята, правы вы.

Всем теперь я предлагаю

В русичей тех поиграть

Об их жизни интересной

Еще больше нам узнать.

Все на месте покружитесь,

В русичей вы превратитесь.

И теперь, скорее, в путь.

Позже сможем отдохнуть.

Разминка – координация дыхания и речи с движением.

От рассвета, до зари

Предки много все трудились

хлопают

Все они умельцы были,

Избы все они рубили.

«рубят»

На ладьях по рекам плыли,

Рыбу в речках тех ловили.

«гребут веслами»

Все охотниками были,

На охоту все ходили,

«стреляют из луков»

Девицы все вышивали,

Всех красиво наряжали.

«вышивают»

МОлодцы резьбу любили,

Все строгали и пилили

«пилят»

А потом все в лес ходили,

Игры, пляски там водили.

Хоровод «Здравствуй, утро ясное»

Встало ясно солнышко,

Потянулось сладко.

В голубое озеро

(И на землю милую)

Глянуло украдкой.

Улыбнулось солнышко,

И в мое окошко,

Постучалась веточкой

Тонкая березка.

Ласковое солнышко

В озере умылось

(В облаке умылось,

И березка белая

Вся росой покрылась

(Снегом вся покрылась).

На зеленых листиках

(И теперь на веточках)

Капельки сверкают

(Весь снежок сверкает)

Ах, какой красивою

Родина бывает.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Молодцы, ребята, замечательный хоровод исполнили. Но русичи на природе не только хороводы водили, они там еще и за животными наблюдали, их повадки подмечали. Вот и отгадайте, кто из названных мною «4 лишний» и объясните почему:

кошка, собака, ВОЛК и овца

писец, белый медведь, ЛИСА и морж

жираф, МЕДВЕДЬ, крокодил, бегемот

воробей, синица, ЗАЯЦ и сорока

бабочка, МЫШЬ, кузнечик и сверчок

карп, щука, ЛЯГУШКА и окунь

А теперь на каждого, из них посмотрите и, «Какой или какая?» мне скажите:

Мышь (какая… маленькая, юркая, серая, …

Лягушка (какая…зеленая, прыгучая, квакающая, …

Заяц (какой…серенький, трусливый, быстрый…

Волк (какой…серый, хищный, злой…

Лиса (какая…красивая, рыжая, пушистая, хитрая…

Медведь (какой…большой, могучий, косолапый…

Русичи же каждому из этих животных свои клички давали.

«Объясни, почему?» -отвечать полными предложениями

Мышь называли норушкой (живет в норе)

лягушку звали квакушкой (все время квакает)

зайца побегайчиком (всегда бегает)

волка серым бочком (т. к. шерсть его серого цвета)

лису сестричкой (так называли ее ласково)

медведя косолапым (ходит косолапой походкой)

Ну, а мы то можем каждого из них «Назвать ласково»

Мышь. (мышка)

Лягушка -(лягушечка)

Заяц -(зайчик, зайчишка)

Волк - (волчок)

Лиса - (лисичка, лисонька)

Медведь – (мишка, медведюшка)

А кто же из них «Что делает?»

Мышь (что делает…пищит, бегает, спит, ест, грызет…

Лягушка -…квакает, прыгает, плавает, …

Заяц -…бегает, прячется, боится, …

Волк - …воет, рычит, охотится…

Лиса - …тявкает, ловит, хитрит, следы заметает…

Медведь - …ревет, косолапит, пугает…

Логопед: знали на Руси о животных много, и порой целые состязания устраивали, стараясь переговорить соперника, давайте и у нас девицы и молодцы посоревнуются,

а за верный ответ фишка. После соревнования узнаем, кто стал победителем.

Упр. «Назови, чей хвост, чья морда, чье туловище?» по схеме

У медведя – (медвежий хвост, медвежья морда, медвежье туловище)

У волка - (волчий хвост, волчья морда, волчье туловище)

У лисы - (лисий хвост, лисья морда, лисье туловище)

У зайца - (заячий хвост, заячья морда, заячье туловище)

У лягушки - (лягушачий хвост? лягушачья мордочка, лягушачье туловище)

У мыши - (мышиный хвостик, мышиная мордочка, мышиное туловище)

Подсчет фишек

Логопед: Что ж, ребята, молодцы

Хорошо вы все играли,

Правильно все называли,

А теперь, здесь и сейчас,

Продолжается рассказ.

Русичи по здраве жили

И здоровыми все были,

Силой воздуха, земли

Были все они сильны.

Как деревья заряжались

Все от солнышка они.

Нам то солнце пригревает,

Поиграть нас приглашает,

Рассыпайтесь-ка, ребятки,

Как деревья по полянке.

Упражнение на развитие мышечной релаксации

Логопед и дети: Раз, два, три, как дубочки мы сильны,

Все мы тело напрягаем…

Держим, держим…

Отпускаем!

Все расслаблено у нас,

Мы, как ивушки сейчас.

Веточки мы опускаем,

Ими даже не качаем.

Снова, снова

Раз, два, три

Мы, как тополя, сильны

Снова тело напрягаем…

Держим, держим…

Отпускаем!

Все расслаблено у нас,

Ивой стали мы сейчас,

Веточки у нас склонились,

Листики все опустились.

Логопед: Молодцы, ребята, отлично деревья показывали! А почему вы напрягались,

когда показывали дубы и тополя, какие это деревья? (сильные, могучие, а

какие ивушки? (нежные, плакучие).

Упражнение «Один-много-нет чего?» (по иллюстрациям деревьев).

Зарядившись в лесу энергией деревьев, любили молодцы и девицы играть в игру

«Лесенка-чудесенка»

Логопед: На картинку посмотрите,

(По ступенькам повторите)

Правильно мне повторите,

Отвечая на вопрос:

(дети дают полный плавный ответ, используя интонационную выразительность).

• Светит Маше солнышко.

-Что светит Маше?. (Маше светит СОЛНЫШКО)

-Кому светит солнышко… (МАШЕ! светит солнышко)

• Сидит Сашина кошка.

-Чья кошка сидит?. (Сидит САШИНА! кошка)

-Кто сидит?. (Сидит Сашина КОШКА)

• Шагает Славин петушок.

-Чей петушок шагает?. (Шагает СЛАВИН! петушок)

-Кто шагает?. (Шагает Славин ПЕТУШОК)

• Сушит Мишка штанишки.

-Что сушит Мишка?. (Сушит Мишка ШТАНИШКИ)

-Кто сушит штанишки? (Сушит МИШКА! штанишки)

• Шумит Сонина мышка.

-Чья мышка шумит?. (Шумит СОНИНА! мышка)

-Кто шумит?. (Шумит Сонина МЫШКА)

• Шипит самовар Иванушки.

-Чей самовар шипит?. (Шипит самовар ИВАНУШКИ)

-Что шипит?. (Шипит САМОВАР! Иванушки)

• Сидит Алешина лиса.

-Чья лиса сидит?. (Сидит АЛЕШИНА! лиса)

-Кто сидит?. (Сидит Алешина ЛИСА)

• Скачет Настин зайчишка.

-Чей зайчишка скачет?. Скачет НАСТИН! зайчишка)

-Кто скачет?. (Скачет Настин ЗАЙЧИШКА)

Логопед: Хорошо все отвечали,

Предложенья повторяли!

Засиделись мы, друзья,

Нам подвигаться пора,

Мышками пора нам стать,

И с совою поиграть.

Подвижная игра «Сова»

Ведущая: Наступило утро (мышки умываются, просыпаются). Пришел день (бегают, ищут корм). Пошел вечер (ведут хоровод).

Ночь к нам тихо идет,

Темноту с собой ведет,

Мы же, мышки спешим

И листочками шумим.

Ты ж, большая сова,

Золотая голова,

Что ж ты ночью не спишь,

И на нас ты все глядишь?

Ведущая: Ночь (мышки садятся).

Сова: У-у-у! Я большая сова,

Золотая голова,

На суку я сижу,

И на мышек я гляжу.

(«вылетает» и бегает)

Далеко я лечу,

В лесу мышек я ловлю.

Мышки ночью шумят,

Ведь они сейчас не спят.

Логопед: Ребята, понравилась вам игра?. (Да)

В далекие древние времена в такие игры любили играть ребятишки. А еще они

любили сказки мудрых стариков слушать, а потом их им же и показывать.

Дружно в избах собирались

Сказкой доброй развлекались.

Вот давайте и сейчас

Сказку мы свою покажем

Дружно мы ее расскажем

Драматизация сказки «Теремок»

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Молодцы, ребята. В хорошую сказку поиграли. Так скажите, как же раньше в семьях на Руси жили?. (дружно и весело).

Понравилась Вам, наша сегодняшняя экскурсия?. (Да)

Какой она вам показалась?. (интересной и поучительной)

Придете сюда в следующий раз?. (Да)

А мы будем рады рассказать Вам еще много нового и интересного.

На память же о нашей экскурсии дарю вам листы - раскраски. Раскрашивайте их и рассказывайте своим родителям о сегодняшней нашей экскурсии.

Публикации по теме:

«Грачи летят». Хороводная игра «Грачи летят» Все поют песню, а как остановятся, поднимают вверх руки, машут и приговаривают: «Летят, летят». Старайтесь не ошибаться —.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экскурсия в Древнюю Русь». Конспект итоговой НОД для детей с речевыми нарушениями подготовительного к школе возраста.
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 16:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД