Получи документы

Консультация для воспитателей «Элементы математики на занятиях по мокшанскому языку»

Светлана Журавлёва
Консультация для воспитателей «Элементы математики на занятиях по мокшанскому языку»

Сейчас большое внимание уделяется изучению мордовского языка в русскоязычных школах, это необходимо для того, чтобы с уважением относились к мордовскому языку, его истории и культуре, к родному краю. Ведь мы живём в Мордовии, а на мордовском языке порой не общаются даже в семьях, где родители мордва, а дети не только не говорят, но и не понимают мордовский язык. Мне кажется, не будет лишним, если дети будут изучать родной язык своей маленькой родины и познакомятся с обычаями мордовского народа. Поэтому изучать мордовский язык, как я считаю, надо уже с дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Элементы математики на занятиях по мокшанскому языку“» размещена в разделах

Я работаю 7 лет над изучением мокшанского языка. И хочу поделиться, как проходят нашизанятия, с какими проблемами сталкиваюсь. Занятия проводятся два раза в неделю, моим воспитанникам нравятся уроки мокшанского языка. На занятиях мы знакомимся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с орнаментами, его традициями и обычаями, с культурой мордвы, с праздниками, мордовскими писателями, художниками.

При объяснении нового материала не ограничиваюсь только переводом мордовских слов на русский язык, а стараюсь использовать как можно больше мордовскую речь. Пользуюсь большим количеством наглядности: картинки, дети приносят игрушки, использую звукозаписи, организовываю разнообразные игровые ситуации, которые лучше помогают ребёнку воспринимать язык.

На занятиях с детьми общаемся и на мокшанском и на русском языках. Начинаю занятие всегда с диалога на мокшанском языке, спрашиваю какое сегодня число, какое время года, какой день, какая погода и т. д. Интересно проходят уроки, когда учим мордовские песни. Разучили песни: «Умарина», «Луганясакелунясь», «Панжи, панжи лайме порась». Детям очень нравятся мордовские песни.

Я веду кружок «Мокшаночка». Провожу как теоретические занятия, так и практические. Я обратила внимание на то, что на проводимых мною занятиях дети отдают предпочтение именно элементам математики. Поэтому я стала больше использовать материала для формирования элементарных математических представлений. Хочу поделиться этим.

Начинаю знакомить детей с мордовским языком в старшей группе. Занятия проходят во второй половине дня, 2 раза в неделю, по 25 минут.

На занятиях не только знакомимся со словами, но и играем, смотрим фильмы, мультфильмы и т. д. Игровые моменты использую на каждом занятии. Всегда начинаю с беседы на мокшанском языке : «Какой сегодня день, число, время года? Дети, отвечая на такие вопросы, незаметно для себя учатся мордовской речи. Так как отвечают они на мордовском языке.

Познавательное развитие.

Счет с детьми я начинаю в пределах пяти. Они часто и с удовольствием считают игрушки, посуду, деревья, детей, картинки и другие предметы. Практика работы с детьми показала, что числа от 1 до 5 лучше ввести сразу, дети быстрее запомнят их последовательность. Уж после того, как дети хорошо считают до 5, можно познакомить с вопросом мъзяра? (сколько, можно их спрашивать о разном количестве предметов:

На мокшанском языке :

- Шардамъзяра?

- Колма.

- А флажокта мъзяра?

- Флажокта вете.

Для закрепления счета можно провести такую игру. Дети становятся в круг или шеренгу. Воспитатель берет мяч и бросает его детям: одному ребёнку 3 раза (все считают, другому – 2 раза, третьему – 4 раза. Можно проводить счет хлопков, шагов, ударов мяча о пол, стену и т. д.

С числами 5 - 10 дети знакомятся во втором полугодии в старшей группе. В подготовительной группе детей нужно познакомить с числами 10 – 20. Дети любят считать различные предметы, игрушки, картинки, посуду. После усвоения счета 1-10 я учу детей согласовывать числительные с существительными.

На прогулке спрашиваю: «Сколько деревьев на этом участке?» («Мъзяра шуфтта тямаласа?»). Дети считают деревья на русском языке, потом на мордовском языке. Прошу называть числительные с существительными: (м.) фкя шуфта, кафта шуфтт, колма шуфтт. Разучиваются считалки, организуются дидактические игры «Магазин», «Мы умеем считать», «Учим Незнайку счёту». И т. д. Так же на прогулке считаем ведерки и совочки: ведерок столько же (тняража, сколько (мзяра, и совочков, полное (пяшксе, - пустое (шава). Гуляя находим длинные (кувака, и короткие дорожки (нюрьхкяня, широкую (кели,и узкую (тяйняня) тропинку, высокие (сери) деревья и низкие (алняня) кусты.

Раскладывают палочки, кружочки, полоски или любой другой раздаточный материал, считают их, сравнивают и составляют с помощью предложения. Если дети самостоятельно затрудняются составить предложения, тогда составляем вместе.

Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине (большой-оцю, маленький-ёмла, высокий- сери, низкий- алняня, цвету (белый – акша, синий- сенем, зеленый- сянгяря и т. д., называть его составляющие. Предлагаю строить детям из кубиков конструктора дома (кутт, мосты (сетть,лодки (венчт).

Речевое развитие.

Развитие речи один из главных аспектов развития ребенка. Поэтому с детьми разучиваемпоговорки, пословицы, загадки на мордовском языке, в которых имеются числа. В загадках - цвет и части суток. (Верный друг лучше сотни слуг- вернай ялгась сяда слугада цебярь, одна пчела много мёду не натаскает- фкя праможсь лама медта аф канды, старый друг лучше новых двух- сире ялгась цебярь кафта од ялгада и т. д.

Белая, словно снег, черная, словно земля, ходит только прыгая – Акша, лов, равжа, кода мода, сонць найкомотни. (сорока). День и ночь идут, с места не сходят – шинек-венек молихть, вастстост аф тувихть (часы).

Художественно – эстетическое развитие.

Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по аппликации дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру. В основном фоном аппликации выступает та или иная геометрическая фигура. Например, круг – тарелка, треугольник – платок, трапеция – фартук, прямоугольник – полотенце, (шарф, квадрат – скатерть. Все фоновые заготовки мы начинаем украшать маленькими элементами. Нередко используем опять же геометрические фигуры такие, как круг, треугольник, ромб. Иногда предлагаю детям на аппликации из геометрических фигур наклеить кошку (ката, собаку (пине, утку (ута). Дети называют фигуры, которые используют и запоминают их. На лепке дети лепят большие и маленькие мячи, яблоки, огурцы.

Читая художественную литературу, мы различаем книги по величине: большие (оцю) и маленькие (ёмла, толстые (эчке, и тонкие (шуваняня). Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту (сери). Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала (инголи) – потом» (сяльде).

Физическое развитие.

Я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий. Пространственное представление у детей я развиваю, используя повседневную жизнь, во время гимнастики, физминуток и игровых упражнений, так же подвижные игры. Основной материал я даю детям на занятиях всех видов, так же большое внимание уделяю индивидуальной работе.

В самостоятельной игре ребенок манипулирует предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством. Я создала благоприятные условия для разворачивания этой игры, так как именно в ней развивается интеллект малыша. Я создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал, что я принимаю и люблю его таким, какой он есть. Чтобы малыш мог свободно проявить свои желания и интересы: обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей, включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставляю каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь, постоянно использую в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращаю внимание на признаки предметов. Учим и играем с детьми в подвижные игры мордовского народа.

В заключении, я хочу сказать, что мои занятия мокшанского языка организованы не только как языковые занятия, но и как путешествия в историю и культуру этого народа. На занятиях дети осваивают язык в игровой форме, много знакомятся с культурой мокши, встречаются с известными деятелями этих народов, выступают на различных конкурсах. Через занятия мордовского языка дети получают возможность глубже познакомиться с культурой коренных народов и проявить себя в творческой деятельности. Во многом именно благодаря такой культурной ориентированности занятий по мокшанскому языку формируется положительное отношение детей, а вслед за ними и их родителей, которые видят интерес ребенка к этому языку и видят, как ребенок творчески проявляет себя.

Публикации по теме:

Консультация для молодых родителей «Светоотражающие элементы на одежде детей»Консультация для молодых родителей «Светоотражающие элементы на одежде детей» 14 ноября 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства о внесении изменений в правила дорожного движения.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях»Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Спортивная форма на физкультурных занятиях - это обязательное.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Элементы математики на занятиях по мокшанскому языку»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 22:08
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД