Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника

Ирина Федосенко
Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника

Этикет – это форма, манера поведения, основанная на правилах учтивости и вежливости, принятых в обществе. Любое этикетное правило базируется на трех основах: морально-нравственной, формально-организационной и эстетической. Суть морально-нравственной основы заключается в предписании: уважай человека, с которым общаешься, сотрудничаешь, живешь. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Формально-организационная основа дает ориентиры в том, как технически выполнить правило, нацеленное на проявление уважения в любой ситуации.

Эстетическая основа этикета подразумевает красоту в каждом поведенческом действии. Ведь уважать других – значит быть в их присутствии красивым, доставлять им радость своими манерами, речью, внешним обликом.

Воспитатель и ребенок. В этой паре один вводит другого в общественную жизнь, дает ему необходимое знание поведенческих правил: в детском саду, на улице, в транспорте, за столом, в гостях. Обучение дошкольников правилам этикета может проводиться в разных формах. Однако непременным условием является правильность построения отношений между воспитателем и воспитанником. Такие отношения не только способствуют освоению ребенком этикета, но и влияют на весь процесс воспитания личности.

Чтобы воспитывать в ребенке личность, воспитатель сам должен быть личностью – индивидуальной, творческой. Педагог должен обладать поведенческой компетентностью, суть которой складывается из знания правил этикета, умения выбрать то правило, которое подходит для конкретной ситуации и качественного выполнения этикетного правила.

Давайте, обратим внимание на то, с чем встречаемся ежедневно. Ребенок пришел в группу детского сада. Одно из правил этикета – приветствие при встрече. Конечно, педагоги добиваются от детей, чтобы те здоровались с взрослыми и со сверстниками. Важно, чтобы ребенок осознал: приветственные слова настраивают людей на доброжелательные отношения, на желание разговаривать, сотрудничать, играть, дружить. Вместе с тем, важно и то, как воспитатель скажет приветственные слова: улыбнется ли, посмотрит ребенку в глаза, произнесет добрые слова. Ритуал приветствия длится несколько секунд, но оставляет долгий позитивный настрой на общение. От доброго приветствия ребенок расцветает, поскольку для него это знак: здесь его любят, ждут и рады его приходу. Такой же знак получают и родители, отправляющиеся по своим делам, убежденные, что с их крохой ничего не случится, потому что рядом чуткий и внимательный воспитатель.

Идет занятие. Воспитателю хочется, чтобы оно проходило в тишине и при четком распорядке, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы без крика и шума, смотрели туда, куда он их призывает, слушали то, что он говорит. А дети – разные. Есть такие, которые не могут спокойно сидеть, не могут дождаться, когда им разрешат говорить: природа человеческая не позволяет. Как реагировать? Строго? Конечно. Но и доброжелательно! Надо чаще улыбаться детям. Улыбка – знак того, что воспитатель рад общению со своими воспитанниками. Правило этикета – иди к людям с улыбкой и добрым словом.

Следующее правило этикета – обращаться к ребенку по имени, а не по фамилии. Ведь именно в обращении воспитателя к ребенку по имени заложен сигнал уважения его личности. В разнообразных ситуациях, каждый ребенок должен слышать свое имя то ласково-уменьшительным, то обыденным, то строгим и уважительным, как обращаются к взрослому человеку.

Педагоги нередко делают критические замечания детям и взрослым, забывая еще об одном правиле этикета – как можно меньше критиковать, позволять людям ошибаться, самостоятельно находить верные решения. Если критическое замечание высказать необходимо, то делать это следует с доброжелательным, уважительным отношением и с конкретными рекомендациями по исправлению недостатка. Нет рекомендаций, не знаем, как исправить, - не критикуем. А замечания следует делать таким образом, чтобы дошкольник точно знал: он – хороший человек, но, к сожалению, сейчас поступил плохо. Он сам может исправить то, что натворил. А вообще и воспитатель его любит, и сверстники ценят. Только ребенок, любимый окружающими, способен вырасти личностью.

Еще один немаловажный аспект. Дети чутко реагируют на отношение воспитателя не только к себе, но и к сверстникам. Если воспитатель непрерывно ругает воспитанника, остальные дети будут отмечать в нем только недостатки. Воспитатель своим словом либо укрепляет дружбу детсадовцев, развивая в них чувство товарищества, либо уничтожает отношения взаимопомощи и взаимопонимания. Правило этикета – чаще говорить воспитанникам и их родителям о достоинствах детей, радоваться их успехам и достижениям.

Надо выслушивать ребенка, считаться с его мнением и желанием, позволять ему ошибаться (конечно, до момента, когда возникает опасность для здоровья и жизни, вести к самостоятельному исправлению ошибок. Ошибаясь и исправляя ошибки, принимая уважительное отношение воспитателя и товарищей, маленький человек растит в себе личность, уважающую себя и других. Чтобы эта личность имела возможность реализовать свои лучшие качества, способности, умения, ей необходим дружный коллектив, в котором воспитатели, дети, родители являются единым организмом, создающим благоприятные условия для познания жизни и человеческих отношений.

Публикации по теме:

Проект «Первые шаги в мир хороших наук». Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию.

Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей» Родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей». Форма проведения: КВН. Цель: показать родителям, что этическое воспитание одна из.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника
Опубликовано: 29 марта 2013 в 20:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...