Лучший педагог года

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Радина
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста

«Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста».

Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом системы отношений «человек – общество – природа». В такой обстановке особую значимость приобретает формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности, усиление роли экологического воспитания подрастающего поколения. Оно не мыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры личности.

Публикация «Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский, Е. Н. Никонорова, Н. Н. Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев, М. С. Коган, С. Н. Кравченко, А. И. Кочергин, Ю. Г. Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев, И. Д. Лаптев,К. И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов «взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой» (Э. С. Маркарян и др.) [8, с. 113].

В связи с этим возникает необходимость возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, доступного и близкого людям по мировосприятию, несущего здоровое нравственное начало, идею всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде.

Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования в Республике Мордовия, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктует необходимость использования богатого потенциала этнопедагогического наследия мордовского народа в воспитании дошкольников.

В работах мордовских ученых Н. Ф. Беляевой, Э. М. Бларакиной,

М. Е. Евсевьева, А. И. Маскаева, Н. Ф. Мокшина, К. Т. Самородова,

Н. В. Талдина, Э. Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы.

Историко-этнографический материал дает основание полагать, что мордовское устно-поэтическое творчество имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных исследований по данной проблеме и часто косвенном рассмотрении ее отдельных аспектов.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа».

Цель исследования: выявление педагогических условий воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Объект исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Гипотеза исследования: процесс воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа будет осуществляться успешно, если:

• при организации целостного педагогического процесса используется опыт народной педагогики;

• в практику педагогической деятельности внедряются средства народной педагогики;

• тщательно подобраны произведения мордовского фольклора, отвечающие возрастным особенностям детского восприятия;

• использованы различные методы и приёмы работы с произведениями устно-поэтического творчества, как на занятиях, так и вне их.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.

2. Рассмотреть устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой.

3. Определить педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

4. Выявить уровень сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;

эмпирические: беседы с детьми, наблюдение, эксперимент.

Теоретическая значимость работы заключается в обоснованности потенциала мордовского устно-поэтического творчества как важного средства воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты расширяют знания об устно-поэтическом творчестве мордовского народа и открывают перспективы его применения в педагогическом процессе детского сада.

В первой главе теоретические аспекты воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа раскрываются психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников; рассматривается устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой и педагогические условия воспитания этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Во второй главе - опытно-экспериментальная работа по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа представлена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста; комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. о. Саранска.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (автор А. М. Федотова). Результаты констатирующего показали, что что 60% детей нуждаются в формировании этноэкологической культуры, 20% в – пополнении и систематизации, 20% – в совершенствовании экологических знаний. С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Для повышения уровня эноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа (сказки, пословицы, загадки, народные приметы, игры и др.).

Анализ данных контрольного эксперимента свидетельствует о наличии у детей экспериментальной группы более полных дифференцированных представлений о ценности, уникальности природы Мордовии, многообразии растительного и животного мира родного края; о проявлении интереса к окружающей природной среде и заботливого отношения ко всем ее объектам. Дети умеют описывать и объяснять происходящие в природе явления, используя произведения устно-поэтического творчества. Эффективность нашего исследования подтверждают следующие данные: к высокому уровню сформированности этноэкологической культуры мы отнесли 40% детей; к среднему уровню – 60% дошкольников; к низкому ни одного.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что проведённый комплекс мероприятий по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устно-поэтическим творчеством мордовского народа является эффективным, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Публикации по теме:

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ФЭМП Возрастная группа: старшая Тема: «Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста». Ведущая образовательная.

КВН по математике для детей старшего дошкольного возраста В: Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьёзный и очень ответственный КВН – КВН дошкольников – математиков. Две команды разумных.

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Доставить детям радость и удовольствие от развивающих игр. 2. Поддержать интерес детей к интеллектуальной деятельности, проявления.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Будем космонавтами» Тема: «Будем космонавтами» Задачи: - укреплять дыхательную мускулатуру; - совершенствовать навык бега с увертыванием; - развивать быстроту.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Развитие.

Праздник к Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цели: формировать доброе уважительное отношение друг к другy, способствовать развитию интереса к окружающему миру, развиватъ творческое.

Сценарий ко Дню Космонавтики для детей старшего дошкольного возрастаСценарий ко Дню Космонавтики для детей старшего дошкольного возраста СЦЕНАРИЙ КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ Цели: способствовать развитию физических качеств, укреплять чувство товарищества, закреплять знания о космическом.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Экскурсия на пищеблок для детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия на пищеблок для детей старшего дошкольного возраста 10 февраля 2016 года в рамках проекта «Здоровое питание – залог здоровья» для нашей группы была организована экскурсия на большую кухню.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2016 в 14:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД