Папки-передвижки

Этюдный тренаж для детей

Томащук Екатерина Андреевна
Этюдный тренаж для детей

Помимо этюдов с куклами, мы занимаемся с детьми этюдным : тренажем. Этюдный тренаж — это работа актера над собой. Она; помогает детям развивать память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.

Упражнение на внимание и память

Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.

Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.

Публикация «Этюдный тренаж для детей» размещена в разделах

Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем’ игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.

Упражнения на развитие воображения «Сочини сказку»

Детям дают две-три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми,

В царстве Снежной королевы

Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.

Этюды на выразительность жеста

Баю-бай (Русская народная песня)

Ведущая: Баю-баю, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-бай, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай!

( Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)

На двери висит замок

(Русская народная потешка)

Ведущая: На двери висит замок. (Дети сцепили руки в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Дети стараются разъединить сцепленные руки.)

Повернули, покрутили.

(Выполняют вращательное движение руками.)

Постучали и открыли.

(Стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки.)

Я рыжая лисица

(Русская народная шутка)

Ребенок легко ведет по ширме куклу, имитируя движение осто-рожной и хитрой лисы.

Ребенок: Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в яму — бух!

Мышонку шепчет мышь (Русская народная скороговорка)

Ведущая: Мышонку шепчет мышь.

Первый ребенок: Ты все шуршишь, не спишь. (Покачивает куклой.)

Ведущая: Мышонок шепчет мыши.

Второй ребенок: Шуршать я буду тише.

(Покачивает куклой. Первый ребенок замирает и слушает.)

Пляшут лапки

(Русская народная прибаутка)

(Этюд обучает детей изображать пляску кукол.)

Ребенок: Пляшут лапки,

Пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Пляши и ты!

Упражнения на развитие внимания

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа, обучающая ребенка удерживать внимание на чем-либо одном.

Давайте потанцуем

Цель игры: развивать внимание детей, учить реагировать на зрительные сигналы.

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения. девочки - цветок, а мальчики — когда поднят флажок.

Выбери одежду для куклы

Цель игры: развивать наблюдательность, умение быстро сосредоточиваться.

Ведущая показывает детям куклу и предлагает запомнить, во что та одета. Затем убирает игрушку за ширму, а малышам дает такую же, и к ней два или три комплекта одежды. В эти комплекты входит и наряд для первой куклы. Дети должны выбрать нужные вещи и одеть вторую игрушку так же, как и первую.

Нагрузи машину

Цель игры: стимулировать внимание детей, научить их копировать действия ведущего.

Ведущая вывозит две машины и выносит разнородный строи-тельный материал (кубики, цилиндры, пирамидки, шарики, колечки). По команде дети должны грузить в машину тот строительный материал, который в данный момент грузит сама ведущая, учитывая размеры груза, его форму и цвет.

Упражнения на развитие памяти

Проверь себя

Воспитатель предлагает детям мелкий раздаточный материал (грибочки, матрешки, овощи, фрукты, колечки, кубики). Каждый ребенок получает по четыре-пять штук, однородного материала разных цветов. Затем малышам предлагают запомнить количество, форму и цвет полученного. Через несколько секунд воспитатель забирает у детей врученные им предметы и просит отобрать из разнородного материала тот, который был ими первоначально получен. Дети могут себя проверить, сравнив вещи, розданные воспитателем, материал и те, которые они выбрали самостоятельно.

Кто пришел?

Воспитатель показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Смоляной бычок»). После просмотра сказки ведущая спрашивает:

Кто пришел первым?

Кто последним?

Просит назвать всех кукол, участвовавших в спектакле.

Вспомни свою игрушку

Дети выбирают игрушку, ведущая предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Затем ведущая отвлекает внимание: проводит подвижную игру или поет с малышами песенку, после чего детям предлагается вспомнить, с какой игрушкой каждый ребенок танцевал.

Упражнения на развитие воображения

Предположим, что.

Воспитатель предлагает детям предположить, что меховая шапка — это пушистый котенок, кожаный ремень — змея, серая рукавичка — мышонок, желтый носок — цыпленок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.

Ковер-самолет

Ведущая предлагает детям перенестись на ковре-самолете в пустыню. Все собираются на ковре, закрывают глаза, и путешествие начинается. «Полет» сопровождается тихой музыкой в грамзаписи.

Перелет закончился, дети оказались в пустыне. Палящее солнце, кругом обжигающий песок, очень хочется пить. Дети медленно бредут до сыпучей почве, вытирают с лица пот, обмахиваются, жмурятся от ослепительного света. Они устали, их разморило.

Воспитатель предлагает вернуться домой. Дети бегут к ковру-самолету, усаживаются поудобнее, закрывают глаза. Путешествие началось. Через несколько секунд они вернутся домой.

Прогулка в лес

Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото.

Возвращаются домой той же дорогой.

Упражнения на развитие внимания

Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях.

Не будем скучать

Воспитатель предлагает детям перечислить различные занятий, например, они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.

По указанию воспитателя малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.

Будь внимателен

Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т. д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл.

Сочини сказку

Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т. д.

Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.

Упражнения на развитие воображения

Воображение ребенка формируется в игре. Наиболее ярко его работа проявляется при сочинении сказок, стихов, песенок.

Сочиняя, дети импровизируют: комбинируют знакомые образы в необычных сочетаниях, вводят новые. Умение поставить цель, воплотить определенный замысел, выразить чувства и воздействовать на эмоции зрителей развивается в работе над этюдами.

Оживи предмет

Воспитатель предлагает детям представить, что книга, чаша, швабра и т. д. — живые предметы, с которыми можно общаться.

О чем можно их спросить?

Что они могли бы ответить?

Фантазеры

Ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональ-ную окрашенность: выражающую радость, печаль, испуг, восторг. Остальные дети, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в заданном настроении.

Выбери профессию

Воспитатель предлагает детям выбрать один из предложенных пред-метов (кубик, ножницы, весы, расческа, половник, градусник) и рассказать о том, с какой профессией он связывает выбранный предмет.

Чем ему нравится эта профессия?

Хотел бы он, став взрослым, выбрать эту профессию?

Упражнение на развитие памяти

Художник

Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно).

После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве.

Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.

Придумай сказку

Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают.

Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает.

Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь только на текст сочиненной детьми сказки.

Запомни позу

Воспитатель предлагает трем детям исполнить танцевальную импро-визацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении.

Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.

Упражнения на развитие мышления

Карнавал зверей

Педагог предлагает детям разобрать шапочки зайца, лисы, медведя. Затем ребенок должен решить, каков нрав у выбранного им зверя (медведь — добрый или злой, заяц — хвастливый или трусливый, лиса — хитрая или озорная).

Затем дети придумывают танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети должны отгадать характер персонажа.

Это упражнение можно использовать и для развития памяти. По окончании всех занятий дети вспоминают, каких зверей изображали. Подсказкой могут служить музыкальные фрагменты танцев данных персонажей.

Смастери и сочини

Можно предложить детям сделать игрушки из бумаги, картона, материи, глины, а затем придумать и разыграть с самоделками сказку. Подобные занятия развивают мышление.

Бывает же такое

Воспитатель предлагает детям разыграть сказку «Три поросенка», изменив характеры персонажей на противоположные. В новой сказке волк становится слабым, хилым, немощным, а поросята — смелыми, решительными, энергичными.

В зависимости от перемены в характерах меняются сказки и взаимоотношения персонажей.

Подобным образом, изменив качества действующих лиц на противоположные, можно разыграть с детьми хорошо знакомые им сказки «Маша и Медведь*, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» и другие.

Чух, чух, дятел

(Русская народная потешка)

Первый ребенок: Чух, чух, дятел,

Дома ли Яков?

Второй ребенок: Нет дома Якова,

(Отрицательно качает головой.)

В город уехал:

Сам на лошадке,

В новенькой шапке.

(«Едет» на лошади, указывает рукой на шапку.)

Жена на баране

В новом сарафане.

(«Едет», указывая на воображаемый сарафан.)

Детки на кошках

В новеньких сапожках.

(«Едет», указывая на воображаемые сапоги.)

Пошла Маня на базар

(Русская народная прибаутка)

Ведущая: Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар.

Ребенок: Родной матушке — платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам —

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам —

Да по белым руковицам.

(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят.)

Мари: Для кого этот человечек?

Крестный: Он, милая Мари, будет усердно трудиться для всех вас.

Его дело — разгрызать твердые орехи.

Мари: Так это Щелкунчик?

Крестный: Ну, да!

М а р и: Я буду выбирать для него самые маленькие орехи, чтобы ему не было трудно.

(Танцевальная импровизация Мари с куклой-Щелкунчиком (мягкая игрушка)

Белоснежка и семь гномов

Ведущая: Дрожа от страха, Белоснежка побежала в чашу леса.

(Танцевальная импровизация Белоснежки, летучих мышей, дракона и двух великанов.)

Белоснежка (увидев великанов) : Ах!

(Великанов исполняют куклы системы «люди-куклы».)

Первый великан: Прости нас, пожалуйста, мы не хотели тебя испугать.

Второй великан: Чем мы можем тебе помочь?

Белоснежка: Может быть, вы знаете, где я могу остановиться у вас в лесу?

Великаны: Знаем. Мы тебя туда проводим.

(Танцевальная импровизация Белоснежки и великанов.)

Ведущая: Великаны привели Белоснежку к маленькому домику. В этом доме жили семь гномов.

Упражнения на развитие внимания

Каждый вечер дети с нетерпением ждут возвращения мамы с работы; что бы они ни делали, думают об этой встрече. Внутренне они постоянно находятся в деятельном состоянии. Эта деятельность и есть концентрация внимания. В процессе концентрации внимания они внутренне совершают одновременно четыре действия.

Первое — сосредоточены на объекте внимания.

Второе — стремятся приблизить его к себе.

Третье — сами устремляются к нему.

Четвертое — мысленно проникают в него.

Все четыре действия составляют процесс концентрации внимания и совершаются одновременно.

В тот момент, когда начался процесс внутреннего сосредоточения внимания, органы внешних чувств (зрение, слух, осязание и т. д.) освобождаются. Чем меньше напряжены органы чувств, тем скорее достигают дети концентрации внимания и тем значительнее его сила.

Объектом внимания может быть все, что доступно сфере их сознания: образ фантазии, конкретный физический предмет, событие прошлого или будущего.

Ты всегда со мной

Предлагаем детям выбрать игрушку, хорошенько ее рассмотреть, запомнить внешний вид, а затем проделать внутренне все четыре действия, составляющие процесс концентрации внимания: представить игрушку, стремиться приблизить ее к себе, устремляться к ней, мысленно проникать в нее, как бы стараясь слиться с ней.

Каждое из этих действий дети проделывают сначала по отдельности, потом вместе: соединяя по два, по три и т. д. Следует попросить их следить за тем, чтобы они излишне не напрягали органы чувств, мускулы. Объекты внимания меняют в такой последовательности:

1) простой, видимый предмет — кубик и т. п. ;

2) звук — крик птицы и проч. ;

3) простой предмет, вызванный воспоминанием, например

любимая игрушка;

4) образ человека, которого ребенок хорошо знает и любит,

например бабушки;

5) литературный или театральный образ, скажем, Буратино;

6) образ фантастического существа, вымышленный пейзаж.

Предлагаем детям, сосредоточив внимание на объекте,

одновременно выполнять простые действия, не имеющие к нему прямого отношения: например, убирать игрушки. Объясняем, что процесс концентрации внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.

Время от времени возвращаемся к первоначальным, более простым упражнениям.

Упражнения на развитие воображения Слушаем звуки

Кто-нибудь из детей производит всевозможные звуки: шумит, стучит и т. д. Упражняющийся садится к нему спиной и, отправляясь от слышимых звуков, создает своей фантазией какую-нибудь цельную, связную картину.

Упражнение можно усложнить, делая то же самое, но с заранее заданным настроением

Нам грустно

Предлагаем детям что-нибудь вообразить: например, что в воздухе разлита печаль, но сами они свободны от нее. Они могут вести себя в этой комнате как хотят: передвигаться в ней, говорить, сидеть, но при этом стараться быть в гармонии с воображаемой атмосферой.

И когда дети станут двигаться, внутри них начнется как бы новая жизнь и они скажут: «Нам грустно».

Создав вокруг себя воображаемую атмосферу и находясь с ней в мысленной гармонии, они почувствуют, что и действовать могут в согласии с ней.

.

Упражнения на развитие восприятия

Распознай атмосферу

Предлагаем детям интуитивно распознать атмосферу, возникающую вокруг определенного человека, события, места, времени года, дня, и вжиться в нее.

Обидели

Предлагаем детям, находясь в определенный атмосфере, постараться создать в себе противоположную и поддерживать ее в течение всего отведенного на упражнение времени.

Пример. Дети слушают спокойную музыку и рисуют. Один ребенок отвернулся ото всех, он обижен: у него кто-то отнял машинку.

Угадай

Участвуют две группы. Одна группа погружается в определенное эмоциональное состояние. Другая должна это состояние угадать.

Потом группы меняются местами.

Пример. Одна группа детей уходит за дверь, участники другой представляют, что загорают на берегу моря. Ведущий вводит их в эту атмосферу, дети расслабляются, закрывают глаза, представляют себе волны я т. д.

Входит другая группа детей и отгадывает, чем «занимаются» их товарищи.

Чтобы облегчить выполнение задания, им предлагают два

варианта отгадки. Например, они должны определить, где находятся участники первой группы: на берегу моря или на карнавале.

Произнеси слово

Педагог вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети начинают по очереди произносить какое-нибудь слово или короткую фразу, стараясь, чтобы произносимое находилось в полной гармонии с атмосферой.

Удержи атмосферу

Дети слушают музыку, стараясь погрузиться в создаваемое ею настроение. Затем им воспроизводят мелодию противоположной эмоциональной окраски, а они при этом стараются удержать прежнее настроение.

Пример. Педагог ВВОДИТ детей в атмосферу праздника. На Новый год детям подарили интересные игрушки, они их рассматривают, показывают друг другу. Неожиданно в комнату входит мама и говорит, что уже поздно и пора ложиться спать.

Малыши оставляют свои занятия и готовятся ко сну. Мама поет им колыбельную. Дети слушают, но в их сердце продолжается праздник: они знают, что завтра утром, едва проснувшись, они снова увидят свои игрушки. Праздник не закончился, он продолжится и завтра.

Упражнения на развитие памяти

Обезьянки

Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображают 2—3 различных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая.

В музее восковых фигур

Трое детей, предварительно договорившись друг с другом, замирают в различных положениях. Ребенок, изображающий посетителя музея, запоминает эти позы и через 5—6 секунд по памяти воспроизводит их.

Строители

Воспитатель строит из трех-пяти пластмассовых кубиков модель и предлагает детям из таких же кубиков построить то же самое.

Малыши смотрят на модель 2—3 секунды, затем по памяти воспроизводят то, что было построено взрослым.

Воспитатель строит следующую модель — маленькие строители копируют слова. На последующих занятиях роль ведущего можно поручать ребенку.

Упражнения на развитие мышления Друг заболел

Воспитатель предлагает детям разыграть сценку следующего содержания: их товарищ тяжело захворал. Ребята приходят навестить заболевшего, приносят ему цветы, фрукты, спрашивают о здоровье, оказывают знаки внимания: поправляют подушку, вытирают пот со лба, предлагают выпить лекарство и т. д.

Постепенно посетители понимают, что их товарищ тяжело болен, и их радостное настроение от встречи с другом исчезает. На смену оживлению приходит ощущение тревоги, волнения, озабоченности.

Дети, предварительно договорившись о том, кто какую роль будет исполнять и какие действия совершать, разыгрывают сценку, вслушиваясь в музыку, сопровождающую их импровизацию. Им следует прочувствовать переход от радости к печали.

Наш оркестр

Дети жестами и мимикой изображают музыкантов эстрадного оркестра, играющих на различных музыкальных инструментах. Сопровождается импровизация хорошо знакомой песней в исполнении вокально-инструментального ансамбля.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы»Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы» Самый первый день самого теплого, яркого, красочного времени года – лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению.

Сценарий праздника ко Дню защиты детей «Счастливое детство» для разновозрастной группы детей 3–7 летСценарий праздника ко Дню защиты детей «Счастливое детство» для разновозрастной группы детей 3–7 лет Цель:Создание условий для праздничного настроения у детей. Задачи: 1. Расширять знания о празднике «День защиты детей». 2. Развивать внимание,.

Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку»Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку» Работа рассчитана на проведение занятия в преддверии новогодних праздников. Цель: Вызвать интерес детей к нетрадиционным методам рисования.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детейПодарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Фиксики в гостях у детей»Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Фиксики в гостях у детей» Сорокина М. М., Солодкова И. М. Звучит песенка про Фиксиков и под нее выбегают Симка и Нолик Нолик: Здравствуйте девчонки, здравствуйте.

Спортивный праздник «1 июня — День защиты детей» для детей старшего возраста Цель: Создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Задачи: Стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этюдный тренаж для детей
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 07:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД