Лучший педагог года

Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»

Любовь Порошина
Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»

«Забавные животные династии Чарушиных»Литературная игра-викторина для младших школьников.

Цели: 1. обобщить знания учащихся по произведениям Е. И. Чарушина;

2. развивать у детей навыки правильного и осознанного

чтения, память и внимание, наблюдательность;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование: выставка книг писателя, карточки с цифрами 1, 2, 3 для каждой команды; разрезные картинки для мозаики, конверты с вопросами к рассказам, кроссворды для болельщиков, призы и грамоты для участников, жетоны, перфокарты с изображением следов животных, эмблемы или маски для игроков.

Публикация «Литературная игра-викторина для младших школьников „Забавные животные династии Чарушиных“» размещена в разделах

Подготовка: учитель готовит оборудование и презентацию в слайдах, дети рисуют рисунки о своих питомцах, читают рассказы писателя: «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Лисята», «Щур», «Волчишко». «Про Томку», «Кошка Маруська», «Гаяр», «Яшка», «Мишки». «Друзья», «Епифан», «Верный Трой».

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и правил игры. - Добрый день, участники игры и зрители-болельщики!

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве замечательного писателя и художника Евгения Чарушина. Ребята разделились на 3 команды «Зайчата», «Лисята», «Бельчата». Игра состоит из нескольких туров. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победителем становится та команда, которая наберёт больше жетонов.

Первый тур – «Биография писателя»

(игроки используют сигнальные карточки для ответов на тестовые задания)

1. Из предложенных портретов писателей выбрать портрет Евгения Чарушина.

2. Е. Чарушин родился…

1) в 1889 году

2) в 1901 году 3) в 1945 году

3. Назовите отчество писателя…

1) Иванович

2) Павлович

3) Сергеевич

4. Писатель родился …

1) в Архангельске

2) в Москве

3) в Вятке (ныне Киров)

5. Чарушин писал в своих книгах…

1) о подвигах

2) о приключениях

3) о животных 6. Человека, рисующего животных, называют…

1) анималистом2) оптимистом

3) пейзажистом

7. Сына писателя звали…

1) Мишутка

2) Никитка3) Ванюшка

Подводятся итоги 1 тура.

[/i]Второй тур – «Кто это?»

- Я буду называть имена главных героев книг писателя. Вы должны ответить мне, кто это и из какого рассказа.

Задания задаются командам по очереди.

1. Гаяр (охотничий пёс, «Гаяр»)

2. Епифан (кот, «Кот Епифан)

3. Томка (щенок, «Про Томку»)

4. Трой (бульдог, «Верный Трой»)

5. Яшка (ворон, «Яшка»)

6. Маруська (кошка, «Кошка Маруська»)

Подводятся итоги.

Третий тур – «Мозаика» Задание каждой команде – сложить заранее разрезанную на части картинку, а затем назвать героя, изображённого на ней.

(оценивается скорость и правильность выполнения задания)

1. Медвежата разбирают трубу из рассказа «Мишки».

2. Волчонок из рассказа «Волчишко».

3. Лисёнок в сапоге из рассказа «Лисята».

Итоги-жетоны.

Разминка – физ. минутка. Игра на внимание «Утро – день – вечер – ночь»

«День» – дети бегают по кругу, «ночь» - замирают. «Вечер» - топают ногами, «утро» - хлопают в ладоши.

Четвёртый тур – «Скажите-ка мне…»

- Теперь мы с вами подробнее поговорим о рассказах Чарушина, посмотрим, насколько внимательно вы их прочли, что запомнили больше всего.

Названия рассказов: «Кошка Маруська», «Кот Епифан», «Про Томку», «Мишки», «Хитрая мама», «Яшка», «Верный Трой», «Щур», «Друзья». Команды выбирают по три рассказа, готовятся ответить на вопросы по ним в конвертах. (Первой выбирает команда, у которой больше жетонов). Пока команды готовятся, зрители разгадывают кроссворд.

«Кошка Маруська»

- Как звали хозяина кошки? (Никита Иванович Пистончиков)

- Как кошка кормилась в лесу? (ловила птиц, мышей)

- Почему охотник принёс кошку обратно домой? (пожалел, потому что она стала зимой тощая-претощая, стал её кормить, как следует)

«Епифан»

- Зачем ставят бакены на реке? (они показывают верную дорогу)

- Каким был кот Епифан? Опишите внешность, цвет глаз (белый, глаза разного цвета: один голубой, другой – жёлтый)

- Как кот ловил рыбу? (лапой, лёжа на бревне)

«Про Томку»

- Почему охотник из предложенных ему щенят выбрал именно Томку? (он начал искать отобранную у него деревяшку)

- Какая у Томки была любимая игрушка? (мячик)

- Как рябчиха обманула Томку? (прихрамывая, она отвела его от птенцов, а сама затем улетела)

«Мишки»

- У кого жили медвежата? (у Прасковьи Ивановны, жены охотника)

- Где жили мишки в избе? (под лавкой, на тулупе)

- Как озорничали медвежата? (цыплят разгоняли, овец пугали, трубу по кирпичикам разобрали)

«Хитрая мама»

- По какому признаку мальчик опознал ворону, которая утащила цыплят? (у неё в хвосте два пёрышка были «совершенно белыми»)

- Что предложила сделать мама, чтобы перехитрить ворону? (подменить ей яйца: вместо вороньих положить куриные)

- Сколько дней ворона высиживала цыплят? (21 день)

«Яшка»

- Кто такой Яшка? (ворон)

- Какую фразу произносил ворон человеческим голосом? («Дай Яшке горошку»)

- Как учат птиц говорить? (накрыть клетку с птицей платком, затем, не торопясь, повторить одну и ту же фразу раз двадцать, а то и тридцать).

«Верный Трой»

- Какой породы был пёс? (бульдог)

- Почему, падая с четвёртого этажа, пёс не разбился? (он упал в мусорную яму)

- Что приспособили хозяева для передвижения Троя? (детский автомобильчик)

«Щур»

- Сколько животных жило в комнате у автора(4: малиновый щур, волчишко Прошка, дог Харлашка, чёрный кот Вася)

- С какой игрушкой любили играть животные? (мячик)

- Чем угощал животных писатель в рассказе? (кашей)

«Друзья»

- Какие животные стали друзьями в рассказе? (лисёнок и щенок)

- Как звали животных? (лисёнок Васька и щенок Огарок)

- Почему охотник перестал стрелять в лесу из ружья? (друзья бегали рядышком)

Проверка кроссворда.

Пятый тур – «Следы на снегу»

- Вспомните рассказы Е. Чарушина «Что за зверь? и «Друзья». В них главные герои долго не могли определить по следам, кто приходит к ним в гости. А знаете ли вы следы зверей? Предлагаю вашему вниманию три пары следов.

Каждой команде одинаковые картинки со следами. Задание – опознать, где, чьи следы.

Шестой тур – «Художники»

- Писатель стал художником, благодаря впечатлениям детства. Поездки, природа и охота так его переполняли, что не только словами, но и кистью он выражал всё, что хотелось передать. Его рисунки узнаешь без подписи. Больше всего он любил изображать звериных и птичьих малышей, трогательных и забавных.

Он иллюстрировал не только свои произведения, но и книги других писателей – Бианки, Маршака, Снегирёва, Чуковского. (всего более 120 книг).

Игроки вспоминают детские стишки из книги С. Я. Маршака «Детки в клетке»,

проводится игра «Доскажи словечко»).

Разнообразную галерею живых портретов – зверей и птиц – создал Евгений Иванович в своих книгах. Его рисунки были на выставках в Лондоне, Париже, Копенгагене, Афинах, Софии, Пекине и других зарубежных городах. В 1965 году художник удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге.

- А сейчас угадайте, кто же ещё иллюстрировал книги о животных Г. Снегирёва, В. Бианки?.

(портрет)

- Перед вами обложка книги «Моя первая зоология» Е. Чарушина. А художник этой удивительной книги – Никита Чарушин, сын Евгения Чарушина, график-анималист. Родился в семье Е. Чарушина в 1934 г. Рисовать начал с 4 лет. Окончил Институт им. И. Репина. Работал в издательстве «Детская литература», в детских журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», оформлял книги для детей (их более 90). Художник награждён золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 г. в Братиславе, участник выставок в Лейпциге, Берлине, Париже и многих других городах. В 2000 г. художнику присуждено звание Народный художник России. Никита Чарушин иллюстрировал книги о животных, о природе Сибири, Севера, тайги… Он объездил зоопарки многих стран мира, прошёл с собакой и ружьём среднерусские леса и болота, приуральскую и мурманскую тундру, изъездил степи и посетил все крупнейшие заповедники. Смотрел и рисовал, изучал и рисовал, восхищался и рисовал…

- А сейчас угадайте, кто автор и художник сказок «Приключение медвежонка» и «Лесная сказка»? О ком или о чём эти сказки? (ответы детей)

- Дочь художника Никиты Евгеньевича Чарушина, внучка Евгения Ивановича Чарушина Наталья Чарушина (Капустина) родилась в Ленинграде в 1964 году. С 1979 г. по 1983 год училась в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. После окончания училища поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который она окончила в 1990 году. Защитила дипломную работу, выполнив иллюстрации к книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». После окончания института работала в книге. В 1996 году вступила в Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России. Участница многих Российских и международных выставок, имеет награды. Автор книг «Лесная сказка», «Приключение медвежонка» и др. Сейчас занимается иллюстрированием детских книг.

(обращение к выставке книг)

Финал – «Чарушинские зверята»

Наши ребята тоже отлично рисуют чарушинских животных к рассказам и сказкам. Может они тоже в будущем станут известными художниками?

(выставка рисунков и раскрасок учащихся)

[/i]Итоги, награждение команд. - Пришло время подвести итоги нашей игры

- Что нового вы узнали из рассказов Чарушина? (как звери и птицы учат своих детёнышей добывать пищу, как они охраняют их от опасностей)

- Чему же учат интересные и познавательные рассказы Чарушина? (любить животных, наблюдать за ними, бережно относиться к ним)

- Почему мы должны защищать животных и оберегать природу? (ответы детей)

(команды получают грамоты)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

День Конституции РФ. Фотоотчет о мероприятиях для младших школьниковДень Конституции РФ. Фотоотчет о мероприятиях для младших школьников 12 декабря для учащихся младших классов школы №1 г. Мариинска Кемеровской области прошли тематические устные журналы, посвященные Дню Конституции.

Беседа для младших школьников «Твой внешний вид» Цели: -прививать детям стремление одеваться соответственно требованиям; познакомить с историей костюма, изготовление одежды; -развивать.

Литературная игра-викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена для учащихся 2–5 классов Литературная викторина (конкурс) по сказкам Ганса Христиана Андерсена Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым.

Игра-викторина для детей второй младшей группы «Домашние животные» Подготовила воспитатель: Казакова Е. Н. Цель: Закрепить знания о домашних животных и их детенышей. Задачи: 1. Учить детей рассуждать, отвечая.

Интеллектуальная викторина для младших школьников «Читатель года» Цель: вовлечение младших школьников в мир литературы и сопоставление своих знаний с достижениями других участников. Задачи: формировать.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков младших школьников Игры-ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои.

Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках» Мелешко Галина Александровна Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках…». Цель: Повышение.

Поэтический круглый стол для младших школьников «Азбука Безопасности» Цель: Учить детей заботиться о своей жизни. Беречь здоровье и ценить свою жизнь. Ход мероприятия: Возможно, АЗБУКА с таким названием, Вам.

Стихи для младших школьников. «Декабрь» Декабрь Ясным, нежным, снежным днем К нам пришел декабрь. Тосковали мы о нем, Хмурился ноябрь, А декабрь снежком укрыл Крыши и забор,.

Фотоотчет мероприятия «Вода и здоровье» для младших школьниковФотоотчет мероприятия «Вода и здоровье» для младших школьников Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная игра-викторина для младших школьников «Забавные животные династии Чарушиных»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 17:42
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД