Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Анна Доставалова
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного исследования. Среди многочисленных речевых нарушений - оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в достаточной степени. Именно эта проблема обуславливает, в настоящее время, многоаспектность взглядов на его причинную обусловленность, на систему преодоления этого речевого расстройства.

Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Г. Н. Неткачева, В. А. Гиляровско, к ним можно отнести и другие известные, а именно: М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. И. Жинкин, Н. А. Власова.

Исследователями выделяются следующие формы заикания: тоническая, клоническая, смешанная; виды судорог при заикании: артикуляторные, дыхательные, голосовые, смешанные; степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

Заикание – симптом разных заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исхода из клинических представлений М. И. Буянов и Б. З. Драпкин выделили невротическое (логоневроз, неврозоподо-бное и смешанное заикание.

Под логоневрозом понимается психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Для этой формы заикания характерны следующие особенности:

- заикание может появиться в возрасте от двух до шести лет;

- наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

- преимущественно психогенное начало речевой патологии;

- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;

- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта);

- с возрастом заикание усложняется речевыми уловками, сопутствующими движениями, речевой робостью.

Основными особенностями речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания являются:

- судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

- появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

- начало заикания;

- нарушение звукопроизношения (по типу дизартрии);

- ограниченность активного словаря;

- несформированность грамматического строя речи;

- нарушения динамического праксиса;

- наличие непроизвольных движений сопровождается нарушениями моторики детей.

Основными факторами риска, влияющими на появление и развитие заикания у детей являются:

- В период протекания беременности: токсикоз (особенного второй половина беременности, стресса и психотравмы материи.

- Паталогическое течение родов: родовая травма, в частности асфиксия новорожденного, стимулирование родовой деятельности.

- Вредности постнатального периода: возможная психотравма и соматическая ослабленность организма.

- Наличие отягощенной наследственности играет определенную роль, но на первый план среди всего спектра выступает родовая травма - асфиксия новорожденного.

К сожалению, логопедическая работа с детьми «группы риска» или с проявлениями заикания в России да и в нашем городе, начинается со старшего (редко со среднего) дошкольного возраста. Это связано с проблемой диагностики и отсутствием коррекционных планов для таких детей в более раннем возрасте.

Таким образом, важными проблемами современного изучения заикания являются:

- разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики и снятия первых проявлений заикания;

- совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни детей, имеющих в анамнезе известные факторы риска возникновения заикания;

- просвещение, знакомство с рекомендациями матерей, имеющих ребенка с заиканием младшего и раннего возраста;

- усиление взаимосвязи в работе различных специалистов: невролога, логопеда и родителей.

Выделенные проблемы, мы надеемся, помогут обратить внимание исследователей на необходимость дополнительной разработки вопроса ранней неврологической и логопедической диагностики детей «группы риска», заинтересуют родителей заикающихся детей в плодотворном сотрудничестве со специалистами.

Публикации по теме:

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 01:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....