Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Анна Доставалова
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного исследования. Среди многочисленных речевых нарушений - оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в достаточной степени. Именно эта проблема обуславливает, в настоящее время, многоаспектность взглядов на его причинную обусловленность, на систему преодоления этого речевого расстройства.

Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Г. Н. Неткачева, В. А. Гиляровско, к ним можно отнести и другие известные, а именно: М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. И. Жинкин, Н. А. Власова.

Исследователями выделяются следующие формы заикания: тоническая, клоническая, смешанная; виды судорог при заикании: артикуляторные, дыхательные, голосовые, смешанные; степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

Заикание – симптом разных заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исхода из клинических представлений М. И. Буянов и Б. З. Драпкин выделили невротическое (логоневроз, неврозоподо-бное и смешанное заикание.

Под логоневрозом понимается психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Для этой формы заикания характерны следующие особенности:

- заикание может появиться в возрасте от двух до шести лет;

- наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

- преимущественно психогенное начало речевой патологии;

- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;

- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта);

- с возрастом заикание усложняется речевыми уловками, сопутствующими движениями, речевой робостью.

Основными особенностями речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания являются:

- судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

- появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

- начало заикания;

- нарушение звукопроизношения (по типу дизартрии);

- ограниченность активного словаря;

- несформированность грамматического строя речи;

- нарушения динамического праксиса;

- наличие непроизвольных движений сопровождается нарушениями моторики детей.

Основными факторами риска, влияющими на появление и развитие заикания у детей являются:

- В период протекания беременности: токсикоз (особенного второй половина беременности, стресса и психотравмы материи.

- Паталогическое течение родов: родовая травма, в частности асфиксия новорожденного, стимулирование родовой деятельности.

- Вредности постнатального периода: возможная психотравма и соматическая ослабленность организма.

- Наличие отягощенной наследственности играет определенную роль, но на первый план среди всего спектра выступает родовая травма - асфиксия новорожденного.

К сожалению, логопедическая работа с детьми «группы риска» или с проявлениями заикания в России да и в нашем городе, начинается со старшего (редко со среднего) дошкольного возраста. Это связано с проблемой диагностики и отсутствием коррекционных планов для таких детей в более раннем возрасте.

Таким образом, важными проблемами современного изучения заикания являются:

- разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики и снятия первых проявлений заикания;

- совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни детей, имеющих в анамнезе известные факторы риска возникновения заикания;

- просвещение, знакомство с рекомендациями матерей, имеющих ребенка с заиканием младшего и раннего возраста;

- усиление взаимосвязи в работе различных специалистов: невролога, логопеда и родителей.

Выделенные проблемы, мы надеемся, помогут обратить внимание исследователей на необходимость дополнительной разработки вопроса ранней неврологической и логопедической диагностики детей «группы риска», заинтересуют родителей заикающихся детей в плодотворном сотрудничестве со специалистами.

Публикации по теме:

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 01:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка ясельной группы к открытию
В нашем новом саду, как и в большинстве недавно построенных садов, были одни голые стены. Нам пришлось из небольшого количества материалов украшать группы...
Поделка из спичек «Лодочка с веслом»
Цель: Учить детей работать с разным доступным материалом, совершенствовать навыки работы с ножницами. Развивать творчество мышления, развитие...
Подарки для мам в стиле «кинусайга»
Технику кинусайга в России называют "пэчворк без иголки" . Это японское искусство создания красивых панно, картин, при котором используется нескольких...
Мастер-класс «Шкатулка для мелочей» из бросового материала. (часть первая)
Мастер-класс " Шкатулка для мелочей из бобин от скотча. Дорогие друзья, уверена, что многие из Вас хранят всякие мелочи в надежде, что когда -нибудь...
Фотоочерк «Чегемские водопады — жемчужина Кабардино-Балкарии»
Фотоотчёт: "Чегемские водопады – жемчужина Кабардино - Балкарии" и" Сегодня уважаемые коллеги хочется показать один уголок моей республики . Это...