Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Анна Доставалова
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного исследования. Среди многочисленных речевых нарушений - оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в достаточной степени. Именно эта проблема обуславливает, в настоящее время, многоаспектность взглядов на его причинную обусловленность, на систему преодоления этого речевого расстройства.

Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Г. Н. Неткачева, В. А. Гиляровско, к ним можно отнести и другие известные, а именно: М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. И. Жинкин, Н. А. Власова.

Исследователями выделяются следующие формы заикания: тоническая, клоническая, смешанная; виды судорог при заикании: артикуляторные, дыхательные, голосовые, смешанные; степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

Заикание – симптом разных заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исхода из клинических представлений М. И. Буянов и Б. З. Драпкин выделили невротическое (логоневроз, неврозоподо-бное и смешанное заикание.

Под логоневрозом понимается психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Для этой формы заикания характерны следующие особенности:

- заикание может появиться в возрасте от двух до шести лет;

- наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

- преимущественно психогенное начало речевой патологии;

- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения;

- возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта);

- с возрастом заикание усложняется речевыми уловками, сопутствующими движениями, речевой робостью.

Основными особенностями речевого и моторного развития детей дошкольного возраста с неврозоподобной формой заикания являются:

- судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

- появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

- начало заикания;

- нарушение звукопроизношения (по типу дизартрии);

- ограниченность активного словаря;

- несформированность грамматического строя речи;

- нарушения динамического праксиса;

- наличие непроизвольных движений сопровождается нарушениями моторики детей.

Основными факторами риска, влияющими на появление и развитие заикания у детей являются:

- В период протекания беременности: токсикоз (особенного второй половина беременности, стресса и психотравмы материи.

- Паталогическое течение родов: родовая травма, в частности асфиксия новорожденного, стимулирование родовой деятельности.

- Вредности постнатального периода: возможная психотравма и соматическая ослабленность организма.

- Наличие отягощенной наследственности играет определенную роль, но на первый план среди всего спектра выступает родовая травма - асфиксия новорожденного.

К сожалению, логопедическая работа с детьми «группы риска» или с проявлениями заикания в России да и в нашем городе, начинается со старшего (редко со среднего) дошкольного возраста. Это связано с проблемой диагностики и отсутствием коррекционных планов для таких детей в более раннем возрасте.

Таким образом, важными проблемами современного изучения заикания являются:

- разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики и снятия первых проявлений заикания;

- совершенствование методов логопедической работы в доречевом периоде и в первые годы жизни детей, имеющих в анамнезе известные факторы риска возникновения заикания;

- просвещение, знакомство с рекомендациями матерей, имеющих ребенка с заиканием младшего и раннего возраста;

- усиление взаимосвязи в работе различных специалистов: невролога, логопеда и родителей.

Выделенные проблемы, мы надеемся, помогут обратить внимание исследователей на необходимость дополнительной разработки вопроса ранней неврологической и логопедической диагностики детей «группы риска», заинтересуют родителей заикающихся детей в плодотворном сотрудничестве со специалистами.

Публикации по теме:

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Заикание как тяжелое нарушение речи, проблемы его изучения
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 01:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Объемные цветы из синельной проволоки. Мастер-класс ко Дню матери
Предлагаю простой, пошаговый мастер-класс по изготовлению красивых цветов подарок ко Дню матери и Международному женскому дню 8 марта. Назначение: для...
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до»
… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец....
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»
Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: ( «Кто живет в домике? », для отработки...
Сценарий праздничного концерта, посвящённого Дню матери
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО КОНЦЕРТА К ДНЮ МАТЕРИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ВЕД, Сегодня самый славный день в году, С самого утра у всех он на слуху. Свой...