«Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Рина Хасанова
«Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Для детей-логопатов характерен ряд нарушений и синдромов: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, синдром нарушения фонетической стороны речи. Кроме этого, у детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая ослабленность. В связи с этим, работа с детьми обязательно должна быть направлена на коррекцию дыхания, фонетической стороны речи, поведения, развитие интеллектуальной деятельности, на общее оздоровление детей.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевой акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

(слайд 1)

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

— выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей;

— проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

— заниматься до еды;

— заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

— дозировать количество и темп проведения упражнений;

вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;

вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 секунд.

(Слайд 2)

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР, разработанная в нашем ДОУ, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ОНР, на оптимизацию коррекционного процесса с использованием нестандартного оборудования (это сухой бассейн, «пузырьковые» игры, подвесные конструкции, массажные коврики-панно, фонотека и т. д.)

(Слайды-фото 3,4,5,6,7,8,9)

(Слайд 10)

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах.

• участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, вос-питателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);

• использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми может оказать не только дыхательная, но и звуковая гимнастика. Учеными замечено, что при выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле. «Звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук «о», то во рту появится кисловатый привкус, звук «а» дает ощущение сладости. Произносимый звук совместно с дыханием улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.

(Слайд 11)

Формированию правильного дыхания могут помочь следующие звуки в сочетании с дыхательной гимнастикой.

Звук «а».

Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.

Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

«Сердитый ежик» (звуки пф- фр)

Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

Исходное положение – стоя.

- Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь –

В клубок свернулся хитрый еж.

Колючий очень еж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,

Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».

«Слоник» (звук ф).

Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

Исходное положение произвольное.

- Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу –

Всех водою окачу!

Для снятия нервного напряжения, повышения работоспособности ребенка помогут упражнения и произнесение следующих звуков.

Звук «ы».

Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

Исходное положение - произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.

Звук «м».

Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

Исходное положение произвольное.

- Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.

Звуки «о-у-м».

Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.

Исходное положение - произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.

Звук «в».

Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.

Исходное положение - произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.

Звук «ч».

Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.

Исходное положение произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.

«Гусь» (звук ш).

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.

- Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»

«Никого я не боюсь –

Я гусак отважный!»

«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –

Уходите, я сержусь!»

(слайд 12)

Когда у детей наблюдается соматическая ослабленность, отклонения в нормальном функционировании внутренних органов рекомендуем упражнения и произнесение следующих звуков.

Звук «я».

Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.

Исходное положение – произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.

Звук «и».

Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Исходное положение – произвольное.

- Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

«Самолет» (звук У)

Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.

Исходное положение – стоя. Руки вытянуты в стороны.

- Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…» Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…» Останавливаемся, опускаем «крылья».

Самолет летит, как птица,

В синем небе серебрится.

А мотор гудит: «У-у-у,

Я пилоту помогу!»

Таким образом, дыхательная и звуковая гимнастика в своей взаимосвязи имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста. Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое — как фундамент для формирования устной речи, нам удалось удовлетворить потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; сформировать развития дыхания в наиболее сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья ребенка и педагога; вызывать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания. (слайд №13)

Публикации по теме:

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
Автор публикации:
«Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 5 января 2013 в 00:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...