Папки-передвижки

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками».

Наталья Ягупова
«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками».

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,

то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья

вполне возможно"

Академик, хирург Н. М. Амосов.

Я считаю, что актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту.

Публикация «„Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками“,» размещена в разделах

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.

По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту…

Я разделяю мнение, что причинами резкого снижения уровня здоровья детей являются :

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- ухудшение состояния здоровья матерей;

- стрессы;

- дефицит двигательной активности;

- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Итак, я уверена, что актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Создание здоровьесберегающего пространства будет способствовать профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей, успешной адаптации ребенка к школе, социуму.

Именно поэтому я выделила главную проблему в своей деятельности:

Противоречие между возрастающей потребностью общества в совершенствовании системы образования, повышения качества знаний и нынешним состоянием воспитательно-образовательного процесса привело к поиску новых условий образовательной деятельности, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Целью моей работы по решению данной проблемы является: формирование предпосылок здорового образа жизни и сохранения здоровья дошкольников на основе создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

1. Изучить концептуальные основы педагогики оздоровления В. Г. Алямовской, В. Ф. Базарного, Т. Э. Токаевой, Л. Д. Пустынниковой и др.

2. Разработать комплексную стратегию улучшения здоровья детей.

3. Организовать постоянно действующий мониторинг состояния здоровья

воспитанников.

4. Разработать новые формы взаимодействия с семьей по принципу активного вовлечения родителей в образовательно-оздоровительный процесс группы.

5. Пополнить предметно-пространственную среду необходимыми материалами и оборудованием.

6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

Основы создания здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяется приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста. Построение здоровьесберегающей среды обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие

По-моему мнению, одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Для применения в практической деятельности мной были:

- отобраны и апробированы инновационные методики проведения оздоровительных занятий;

- задействован механизм интеграции при организации занятий эстетического и познавательного циклов;

- собрана картотека, включающая в себя комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для формирование правильной осанки, укрепление мышц кистей рук.

- большое внимание уделено включению физкультминуток разной направленности на всех видах занятий;

- продумана система закаливающих мероприятий, соответствующая условиям нашего дошкольного учреждения;

- согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;

- составлен план работы с родителями, с учетом данных анкетирования родителей.

Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе проведения НОД использую физминутки (офтольмотренажеры, глазодвигательные упражнения).

Физкультминутки провожу, учитывая специфику занятия, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:

• упражнения для формирования правильной осанки;

• упражнения для укрепления зрения;

• упражнения для укрепления мышц кистей рук;

• упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение воспитателю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Особое внимание в своей работе я уделяю профилактике зрительных функций. В образовательной деятельности провожу дистантные занятия по технологии В. Ф. Базарного, применяю специальные столы-конторки, за счет чего осуществляется изменение статической позы воспитанников («сидя», «стоя»). В процессе проведения таких занятий использую сюжетные картинки, мелкий иллюстративный материал, дидактические игры, которые располагаю на максимальном удалении от детей, в результате у детей развиваются не только психические процессы, но и расширяются горизонты восприятия окружающего пространства. Для развития учебных универсальных действий с детьми старшего дошкольного возраста использую авторское игровое оборудование «Шарики», «Карусель. Организуя игры «Расскажем стишок вдвоем», «Придумай рифму» и др. дети учатся устанавливать правила и подчиняться им, договариваться между собой.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру.

Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение. Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий, или по названию цвета прямоугольника, который я укажу (жёлтый, красный, зелёный). В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цвета.

С целью повышения активности воспитанников включаю кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику. Для снижения заболеваемости провожу закаливающие мероприятия и различные виды массажа (точечный массаж лица, ушных раковин, дыхательную гимнастику).

Я считаю, что игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Поэтому мной в режим дня включены игры на:

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

Особое внимание в своей деятельности я уделяю проведению закаливающих процедур, которые разработаны с учетом мнения специалистов нашего учреждения и индивидуальных особенностей детей группы.

Для оценки успешности проводимой работы был разработан мониторинг физического развития воспитанников.

Цель мониторинга: отслеживание состояния здоровья, физического развития воспитанников и выявление уровня овладения ими двигательными умениями и навыками.

Мониторинг включает в себя:

Антропометрия: рост, вес, обхват грудной клетки, динамометрия

• Оценка соответствия уровня физического развития возрастным нормам

• Показатели физической подготовки по физическим тестам (два раза в год) позволяют оценить степень развития основных физических качеств (силы, выносливости, скорости, координации движения).

• Показатели посещаемости и заболеваемости детей группы (ежемесячно)

При диагностики я использую индивидуальные тесты (задания, определенные для каждой возрастной ступени. Эти тесты провожу совместно с инструктором по физвоспитанию на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания). Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты, иногда допускается объединять детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека (чтобы ускорять обследование, но и здесь каждый ребенок выполняет задание независимо от остальных. В рамках проекта «В гостях у Айболита» был разработан “Дневник здоровья”.

На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

В дневнике указывается фамилия, имя, дата рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост, цвет волос, глаз.

Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как они играли, ходили в лес и т. д.

Таким образом, используя данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Публикации по теме:

Презентация «Педагогические технологии в ДОУ»Презентация «Педагогические технологии в ДОУ» В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические.

Система педагогической деятельности Для аттестации. Система педагогической деятельности. Моя миссия-Реализовать личностно-ориентированную модель педагогической работы с детьми;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками».
Опубликовано: 7 января 2013 в 06:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД