«Здравствуй, А. С. Пушкин». Конспект занятия

Евгения Гончарова
«Здравствуй, А. С. Пушкин». Конспект занятия

Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей о детстве и творчестве великого русского поэта и сказочника А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Уточнить и расширить представление о богатстве выразительных средств, которыми А. С. Пушкин передает образы природы.

2. Помочь почувствовать своеобразие его языка, прививать любовь к поэзии.

3. Закрепить и обогатить знания детей о сказках А. С. Пушкина.

4. Совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, драматизации сказок.

5. Воспитывать любовь к произведениям А. С. Пушкина

Предварительная работы:

1. Познакомили с детскими годами и эпизодами творчества великого поэта.

2. Смотрели слайды о жизни А. С. Пушкина

3. Организовали детскую библиотеку по произведениям А. С. Пушкина.

4. Создали фильмотеку, видеотеку по сказкам А. С. Пушкина

5. Оформили папку для родителей «А. С. Пушкин - великий поэт-сказочник».

6. Читали и смотрели фильмы по сказкам А. С. Пушкина.

7. Выучили стихи А. С. Пушкина «Кораблик», «Времена года», «У лукоморья» (из поэмы «Руслан и Людмила»)

8. Слушали пьесу П. И. Чайковского «Времена года».

9. Провели викторину «Детство А. С. Пушкина»

10. Провели конкурс на лучшее прочтение стихотворения.

11. Драматизировали отрывки из сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

12. Проводили дидактические игры «Сосчитай героев». «Раздели яблоко», «Сосчитай богатырей», подвижные игры «По неведомым дорожкам», «Море волнуется», с/р игра «Театр»

13. Рисовали по сказкам А. С. Пушкина, по стихотворению «У лукоморья» (поэма Руслан и Людмила»

14. Делали оригами «Лебедушка» по «Сказке о царе Салтане», делали совместные с родителями и детьми подделки по сказкам А. С. Пушкина.

15. Подготовили выставку детских работ «А. С. Пушкин глазами детей»

Ход занятия: У каждого народа есть свои великие люди, поэты, писатели, сказочники.

1 слайд

Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.

Ребята, а как вы думаете, о ком я говорю?

(Ответ детей.)

Воспитатель: Да, это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин.

2 слайд

Презентация: на экране портрет взрослого поэта А. С. Пушкина.

Много лет тому назад в дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром.

Ребята, а что вы знаете о детстве маленького мальчика сами. (мини - сообщения детей)

3 слайд

1 ребенок: Детство Александра Пушкина прошло в Москве. Мама Надежда Осиповна любила посещать балы. Отец Сергей Львович служил в Армии. Он был большим любителем поэзии, имел прекрасную библиотеку.

4 слайд

2 ребенок: В доме у Пушкиных жили две женщины, которые подарили Александру материнскую любовь и ласку. Это няня Арина Родионовна – крепостная крестьянка и бабушка Мария Алексеевна, которая была умна и образована.

3 ребенок: Это они – бабушка и няня могли приласкать и утешить маленького Сашу. Они рассказывали ему сказки, познакомили с королевичем и кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами.

4 ребенок: Бабушка научила Сашу читать и писать по-русски, учила его танцевать, возила на детские балы.

5 ребенок: Часто в доме у Пушкиных собирались писатели и поэты. Дети слушали чтение стихов в исполнении взрослых. Поэтому Саша начал писать очень рано, когда ему было 3 года.

5 слайд

6 ребенок: В 11 лет Александра отдали учиться в лицей в Царское село. Там он тоже писал стихи. Они были так хороши, что их поместили даже во взрослом журнале. Когда Саша вырос, он был уже настоящим поэтом.

Воспитатель: А. С. Пушкин любил природу и посвятил ей много своих стихов.

Строчки его произведений, словно тропинки поведут нас сегодня в мир

6 слайд

Пушкинской поэзии.

Давайте вслушаемся в прекрасные строки, посвященные приходу весны (звучит музыка П. Чайковского «Времена года»)

1 ребенок:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега,

Сбежали мутными ручьями

На подтопленные луга.

2 ребенок:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Сияя блещут небеса,

Еще прозрачные леса

Как будто пузом зеленеют.

3 ребенок:

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой

Долины сохнут и пестреют,

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

1. Как А. С. Пушкин называет весну? (утро года)

2. Почему? (в лесу все пробуждается)

Посмотрите на картину «Весна», которую написал художник Щербаков.

В картине есть признаки весны, о которых так красиво писал

А. С. Пушкин?

7 слайд

Воспитатель:

Самым любимым временем года у Пушкина была осень.

Какое стихотворение об осени вы знаете? (Уж небо осенью дышало)

1 ребенок:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

2 ребенок:

Лесов таинственная сень- с печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман.

3 ребенок:

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора

Стоял ноябрь у двора.

1. Ребята, вспомните слова, которыми А. С. Пушкин характеризует осеннее небо?

2. О какой осени он написал это стихотворение (о ранней, золотой или поздней?

3. Почему Вы решили, что он написал свое стихотворение о поздней осени?

4. Обратите внимание на картину Остроухова «Осень».

5. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

8 слайд

И наконец зима с ее бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.

1 ребенок:

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама,

Идет волшебница зима.

2 ребенок:

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

3 ребенок.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

1. С кем сравнивает поэт зиму? (с волшебницей)

2. Посмотрите на картину «Зима»,которую написал Р. Романов.

3. Какие строчки стихотворения А. С. Пушкина спрятались в этой картине?

Воспитатель: Вот мы сегодня с вами увидели, как красива природа в разное время года и как по разному можно рассказать о ней: поэт – стихами, композитор – музыкой, художник – картинами.

9 слайд

Воспитатель: А. С. Пушкин писал не только стихи, но и сказки. Он отдал людям то, что когда-то ему подарила его няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Он создал мир сказки.

За ширмой раздается мяуканье.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не услышали? Мне показалось, что кто-то мяукал? Из-за дуба выходит кот.

Что вы здесь делаете уважаемый кот? Как вы сюда попали?

Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой – нибудь Барсик или Мурзик.

Я – знаменитость. У меня есть ученая степень. Я у самого Пушкина в одной сказке по золотой цепи гуляю. Удивительно, как вы меня сразу не узнали.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что это за кот?)Да это кот ученый из Лукоморья)

10 слайд

Воспитатель: А наши дети про тебя даже стихотворение знают.

Чтение стихотворения «У лукоморья» (из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья»

(из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Кот: Между прочим, в наших ученых кругах считают Лукоморье не что иное, как сказочный остров Були.

А вы хотите попасть на остров Буян в сказки А. С. Пушкина?

Тогда вам надо сказать волшебные слова – заклинания.

Мы глазами миг, миг, миг.

Мы плечами чик, чик, чик.

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами топ, топ, топ.

Раз туда, два сюда.

А потом вокруг себя.

Надо низко поклониться

Чтобы в сказке очутиться

В сказке бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке смелый князь Гвидон

Он Салтану шлет поклон.

Воспитатель:

Сказочное времечко

Времечко желанное

Тихо начинается

Сказка долгожданная!

Музыка из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Заставка: Волны, корабль плывет. Появляется лебедь.

11 слайд

Рассказчик:

В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут

Ветер весело шумит

Судно весело бежит.

Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть, тоска меня съедает,

Чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

А орешки не простые.

Все скорлупки золотые.

Ядра чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Рассказчик:

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Всё чего-то не хватает, грусть, тоска меня съедает

Диво-дивное хотел

Перенесть я в свой удел.

Лебедь:

А какое ж это диво?

Гвидон:

Море вздуется бурливо

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря

(под музыку выходят богатыри)

Рассказчик:

Снова князь по брегу ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Люди женятся, гляжу,

Неженат лишь я хожу.

Лебедь:

А кого же на примете ты имеешь?

Гвидон:

Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Царевна:

Незачем ходить далеко,

Знай, близка судьба твоя

Ведь царевна эта – Я.

Воспитатель:

Ребята, в какой сказке мы сегодня с вами побывали?

Чем вам нравится эта сказка (в этой сказке происходят различные чудеса, превращения, волшебства)

А какие же чудеса происходят в этой сказке? (Лебедь превращала Царя Гвидона в комара, муху, шмеля)

(Царевна Лебедь отплатила добром царю Гвидону – он на ней женился.)

Лебедь:

А сейчас будем в игры играть, старину вспоминать.

(Хоровод «Лебедушка»)

Идем по кругу и поем.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В круг выходит «Лебедушка»

Дети сужают круг, поют.

Не летай, да ясный сокол высоко

Не маши, да ты крылами широко.

Не маши, да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко.

В круг выходит «Сокол» кланяется «Лебедушке» и поет.

Ты Лебедушка да лучше всех,

Ты лебедушка да краше всех,

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою поведу да далеко.

Дети:

Ты её дружок поймай, а потом и забирай.

Сокол ловит Лебедушку (Ира в кошки-мышки)

Сокол берет Лебедушку за руку и ведет по кругу русским шагом.

Дети идут за ним и поют:

Вдоль по шелковой по травушке,

По зеленой по муравушке,

Ведет сокол да Лебедушку

Ведет белую головушку.

Ой –ли, ой лю-ли, ой лю-ли

Ведет белую головушку.

Дети садятся.

Кот:

Я придумал, сейчас я с ребятами поиграю в игру, которая называется «По следам сказок А. С. Пушкина»

12 слайд

Слайды на экране.

I. Какую сказку написал А. С. Пушкин?

1.«Конек - Горбу»

2.«Сказка о царе Салтане»

3.«Сказка о сером волке»

13 слайд

II. Что случилось с царем Дадоном в конце сказки?

1. Он умер на поле боя.

2. Женился на царице.

3. Его клюнул золотой петушок.

14 слайд

III. В каком произведении А. С. Пушкина из моря выходили богатыри и сколько их было?

1.«Сказка о царе Салтане» (33 богатыря)

2. Поэма «Руслан и Людмила» (30 витязей)

3.«Сказка о мертвой царевне» (7 богатырей)

15 слайд

IV. Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Потому что она была:

1. Злая

2. Жадная

3. Ленив

16 слайд

V. Как звали царевича, который расколдовал мертвую царевну.

1. Елисей

2. Енисей

3. Алексей

17 слайд

VI. Чем должен был расплатиться поп за работу с Балдой?

1. Едой

2. Деньгами

3. Щелчками

18 слайд

VII. Из какой сказки эти строки?

«Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее»…

1.«Сказка о царе Салтане»

2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3.«Сказка о рыбаке и рыбке»

19 слад

Воспитатель: Давайте поговорим с вами о сказках.

Какие бывают сказки?

(народные, авторские, волшебные)

Кто написал народные сказки?

А авторские сказки?

Чем похожи народные, авторские сказки?

Жили-были…

Давным –давно…

В некотором царстве, в некотором государстве…

1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

2. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

3. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попадало!

4. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

5.Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок!

1. Сказки А. С. Пушкина – это какие сказки? (авторские)

2. В каком стиле написаны сказки А. С. Пушкина?

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, произошла неприятная история. Злой волшебник похитил главных сказочных героев. Но для того, чтобы вернуть героев в сказки, нам нужно отгадать загадки.

На одном фланереграфе

Символы сказок

Рыбка

Петушок

Заяц

Лебедь

На втором – иллюстрации из сказок А. С. Пушкина.

1. «Сказка о золотом петушке»

2. «Сказка о попе и его работнике Балде»

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Загадки:

1. Кому страшен червячок, что посажен на крючок? (Рыбка)

2. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петушок)

3. Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса. Наш зверек живет в тревоге от беды уносит ноги. (Заяц)

4. Птица белая плывёт.

Взгляд её, изгиб спины –

Всё в ней дивной красоты. (Лебедь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех героев возвратили в свою сказку.

Кот: Ребята, вы меня порадовали. Спасибо вам за чтение стихов, сказок, А в благодарность я дарю вам эту книгу: «Сказки А. С. Пушкина»

Итог занятия:

Вы сегодня показали себя знатоками творчества А. С. Пушкина. Он жил очень давно в 17 веке, но люди помнят его до сих пор. Как же проявляют люди эту память о нем?

Ответы детей:

Царское село, в котором он учился переименовано в город Пушкин. Там создан музей А. С. Пушкина, где хранятся его личные вещи.

Его именем названы улицы, площади.

В нашем городе тоже есть улица имени Пушкина. В Ростове Пушкинский проспект и воздвигнут памятник А. С. Пушкину

Воспитатель: вы ещё многое узнаете о жизни А. С. Пушкина в школе, а когда станете взрослыми, прочтете и полюбите все, что написал А. С. Пушкин.

Публикации по теме:

ЛукоморьеЛукоморье В детском саду МДОУ №212 празднование дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина вошло в традицию, поэтому было решено организовать.

Презентация к сценарию литературно-музыкальной гостиной «По сказкам А. С. Пушкина», для старших и подготовительных групп ДОУ .

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
«Здравствуй, А. С. Пушкин». Конспект занятия
Опубликовано: 1 марта 2013 в 20:43
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...