«Живи, Земля — планета добра и красоты»

Мария Тумашева
«Живи, Земля — планета добра и красоты»

Задачи: Формировать понятие о родине, дать понятие словам «предки и потомки». Развивать интерес и любознательность дошкольников. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал: глобус, карта Киевского государства (11 век, иллюстрации, картины, слайды, в\ф о чудесных уголках планеты, красота природы России…

Выбираем вместе с детьми, что поселим на планете будущего планете Добра и Красоты.

Научись сам и расскажи другому.

Ход занятия: - Сегодня мы продолжаем разговор о родине нашей… Каждый человек должен знать, откуда он родом, хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.

-Вы помните, дети, как называется наша родина? (Россия)

-Как называли нашу Россию в далекой древности? (Русь)

-Сегодня я принесла вам карту, которая называется «Киевская Русь». Посмотрите внимательно – это карта нашего первого государства…

-Русь…Кто она такая – великая Русь? Сколько ей лет? Как жила она прежде, как обувалась – одевалась, почему бедовала, чему радовалась?.

-Я веду указкой по границе Киевской Руси… Вот здесь – Черное море, в далеком прошлом это море называли Русское море. Как называлось раньше Черное море? (ответы) А вот Балтийское море. На его берегу жил народ, которых называли варяги. И вот в то далекое время и море называлось не Балтийским, а Варяжским морем. Давайте повторим вместе это трудное название… (ответы). Варяги плавали по морям и занимались грабежами кораблей… Нас называют сейчас как? – россияне (потому что родина наша – Россия, а раньше наших предков называли – русичи, как вы думаете, почему? (от слова «Русь», а еще русичей называли «славяне» знаете почему?

-Посмотрите сюда – вот озеро Ильмень. Здесь город Новгород – вот он. По берегам озера Ильмень жили словене, повторите – словене. Основным занятием их было земледелие. Этих племен было больше 200. Они жили не только по озеру Ильмень, но и по реке Днепру (показ) и реке Волхову… себя называли эти племена славяне… Так это название сохранилось и до наших дней… Мы с вами потомки тех древних славян. «Потомки», как вы думает, это кто? (объяснение слова…

-А вот, посмотрите, здесь на карте изображены люди на конях – это кочевники, они жили в степях около Черного (или Русского) моря и дальше на восток (показ). Как вы думаете, почему их так называли? (ответы свободные)

-Кочевники – это племена, которые не живут постоянно на одном месте, а переходят, или кочуют. С одного места на другое. Эти кочевые племена часто нападали на славян, заставляли их платить дань – (это сбор денег или продуктов, или каких-либо изделий с покоренных народов).

(показ иллюстраций из кн. «В гостях у истории» с изображением наших предков – славян).

-Посмотрите, дети, какие открытые, добрые лица у славян. Наших предков изображают людьми высокого роста, сильными, выносливыми, с русыми волосами и голубыми глазами – такие высокие, красивые русичи чаще всего входили в княжескую дружину. Воины княжеской дружины защищали землю русскую от врагов, оберегали мир и покой матерей и детей. По своему характеру славяне были храбрыми, сильными, выносливыми, добрыми, очень любили потчевать гостей.

-А как вы думаете, чем занимались наши предки? (показ иллюстраций).

-Правильно, охотились, ловили рыбу, скот разводили,земледельничали, т. е. хлеб выращивали сами… а еще в лесах обитало много диких пчел, и славяне занимались сбором меда. Использовали его и в пищу, и в качестве лекарства…

-Собирательство меда диких пчел называлось бортничеством… («борть» - дупло дерева, где жили дикие пчелы)

-А как вы думаете, чем ловили рыбу славяне? (показ иллюстраций – невод-сеть, гарпун-метательное орудие)

-А чем пахали землю, когда садили рожь, ячмень, овес или пшеницу? Вспомните былину «Микула Селянинович», чем он пахал? (ответы)

-Конечно, сохой – очень простое орудие труда. Сейчас на поле рыхлят землю металлической бороной. А наши предки обрабатывали поле бороной-суковаткой (так называли большую ветвь дерева с не до конца обрубленными сучьями).

(по возможности рассматривание иллюстраций или рисунков)

-как вы думаете. Славяне – наши предки – выращивали только хлебные злаки или еще что-нибудь? (ответы)

-правильно, выращивали и горох, и бобы, и морковь, лук. Репу…

-а сейчас мы свами поиграем. Мы будем по тарелкам раскладывать овощи (морковь, репу. Лук, горох, т. е. рисовать двумя руками из одной точки, но делать все это будем с закрытыми глазами. Подумайте, кто какой овощ будет рисовать, возьмите 2 фломастера в одну точку, закрыли глаза – игра на честность – закрыли глаза и начали рисовать свой овощ… Закрашиваем его двумя руками одновременно… Открыли глаза… у кого овощ самый сытный? У кого овощ самый полезный? У кого овощ самый большой? Самый маленький? Кто своим овощем поделтся с другом? Почему? И еще игра: «Разгадай загадки, а затем ответь, с какими занятиями славян они связаны:

-а) Строят домики на речке звери. А не человечки.

Вот так звери! Нор не роют, но зато плотины строят,

Все они одеты в шубе, инструмент не пилы – зубы. (бобры)

-Какое занятие у наших предков связано с речкой? – рыболовство.

-б) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (пчелы)

-Какую пользу приносили дикие пчелы славянам? (собирали мед)

-Как называется собирательство меда диких пчел? (бортничество)

-в) Среди двора стоит копна: спереди-вилы, сзади-метла. (корова, бык)

-откуда появилась корова у наших предков? (приручали детенышей диких животных, разводили домашний скот)

-г) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю – людям добром плачу. (хлеб)

-Какие хлебные злаки выращивали славяне? (пшеница, просо, ячмень, рожь)

-Как называли хлеб славяне? (жито – от слова «жить», потому что прожить без него не могли)

-какие пословицы о хлебе вы помните? (ответы детей)

-и в заключение, скажите-ка мне, русичи, что же обозначает загадочное слово «Русь»? (ответы детей)

-(Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды)

-Русью светлое место зовем… русый парень, русая девушка, русая рожь – спелая…

…Русь - светлое место. Русь – страна света…

…Русь – мир, белсвет… - В. Даль, толковый словарь живого великорусского языка, 1882г.

-«Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулося…

-Русь, русские, Россия, россияне – все это слова-родственники, и ты, маленький русич, связан с ними очень крепко…

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «Мы сильны, когда едины!» (старшая группа) Цель:воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей Отчизне. чувство гордости за свою страну, за её героев. Дать детям представление.

Проект: «Друзья планеты Земля»Проект: «Друзья планеты Земля» стал по утру,умылся, Привел себя в порядок, Сразу же приведи в порядок Свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Цели проекта: 1) Помочь.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
«Живи, Земля — планета добра и красоты»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 09:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....